Инвесторов будут привлекать компенсацией убытков и замороженными тарифами

Инвесторов будут привлекать компенсацией убытков и замороженными тарифами

Государство решило облегчить жизнь инвесторам, желающим вложиться в российскую экономику, но государственные компании идею не поддержали и запланированный было приток инвестиций оказался под вопросом.

Законопроект о соглашениях о защите инвестиций (СЗПК), он же «инвестиционный кодекс» — это главный подарок государства бизнесу и решительная, если не сказать отчаянная, попытка прекратить отток капитала ненасильственными методами. Если закон примут, вкладываться в российскую экономику станет гораздо безопаснее, если нет…

ДопОфис разбирается, как государство будет заманивать инвесторов и выиграет ли от этого Калужская область.

Зачем все это нужно?

Российской экономике нужны инвестиции. Государство вливает в экономику деньги с помощью национальных проектов и хочет, чтобы частные инвесторы, и российские и зарубежные, делали то же самое. Но на прямую вкладывать деньги инвесторы не спешат, поскольку не уверены, что завтра все не накроется в стабильности российской экономики. И, в общем, их можно понять.

А желание вложиться по-быстрому есть. Доля иностранных инвестиций в российские облигации федерального займа (ОФЗ) за 2019 год выросла до 32,2%. Иностранцы вложили в ОФЗ 1,08 трлн рублей — это исторический рекорд. Номинальный объем гособлигаций, принадлежащий нерезидентам, теперь составляет 2,87 трлн руб. Теоретически, это могли бы быть вложения в акции российских компаний или прямые инвестиции в производство.

Деньги есть и внутри страны. Например, прошлый год с тал рекордным по числу вложений в паевые фонды. Дело в том, что с июня прошлого года Центробанк приступил к снижению ставки, а коммерческие банки, опережая действия ЦБ, стали уменьшать доходность депозитов еще раньше. Именно поэтому часть вкладчиков, у которых заканчивался срок депозитов, выбирала потенциально более выгодное решение — паевые фонды. В результате за год открытые паевые фонды пополнились 104,7 млрд руб., что стало новым рекордом для российского рынка.

При этом в фонды, специализирующиеся на инвестициях в акции, поступило денег даже больше, чем в консервативные, но более надежные облигационные ПИФы, что по мнению некоторых специалистов, является «запросом на риск».

Растут и инвестиционные вложения в недвижимость. По предварительным итогам 2019 года, которые подвела компания CBRE, объем инвестиций в недвижимость России может увеличится в 1,4 раза по сравнению со значением прошлого года (181 млрд руб.) и достигнуть порядка 250 млрд руб.()

Да что уж там, Сбербанк запустил платформу p2b-кредитования «Сберкредо», с помощью которой клиенты финансовой организации смогут предоставить заем микро- и малому бизнесу, который ранее не мог получить кредит в банке.

В общем, и инвесторов много и деньги у них есть, а инвестиций, мягко говоря, не прибавляется. Чистый отток капитала из РФ в январе—апреле 2019 года составил 34,7 млрд долл., что почти в два раза выше аналогичного показателя предыдущего года. Отток за первые четыре месяца 2019 составил половину от всего объема вывезенного капитала в 2018 году. Тогда из страны ушло около 63,3 млрд долларов. Рост прямых инвестиций за означенный период составил 0,6%.

Чтобы дать инвесторам сигнал, о том, что в Россию можно вкладывать деньги, в экономическом блоке правительства и придумали «Инвестиционный кодекс».

Ну пожалуйста!

Суть инвесткодекса можно сформулировать так: «Вкладывайте деньги в реальное производство, и создадим вам такую стабильность, которую в нашей стране давно не видали».

Российским инвесторам предлагаются фиксированные ставки налогов на прибыль, имущество и землю, экспортные пошлины и формулы расчета тарифов на срок от 6 до 20 лет. Представьте, что тарифы не растут! Трудно представить, да?

Более того, государство практически обязуется компенсировать инвесторам убытки, в случае провала. Процедура будет проходить через суд, но все спорные моменты должны трактоваться в пользу инвестора.

Спорный, но решительный подход. Он усиливает и без того серьезный перекос в пользу поддержки крупного бизнеса за счет МСП, но показывает, что государству и вправду, до зарезу нужен приток капиталов.

Но крупные государственные компании решительности государственных экономистов не разделили. Естественные монополии (например, РЖД) заявили, что рост тарифов — это естественный процесс и заморозить их для одних можно только за счет повышения тарифов для других. Кроме того, у госкомпаний уже есть собственные, согласованные с правительством инвестпрограммы, а тут [TAG1]получается, что нужно подстраиваться под чужие.

А что же будет с нами?

Отсутствие роста инвестиций усиливает конкуренцию за них среди субъектов РФ и Калужская область в этой борьбе своих позиций в целом не сдает, сохраняя место среди лидеров. По данным АСИ, наш регион на 4 месте в рейтинге инвестиционного климата (в 2018 годы был на 9), а согласно анализу агентства «РАЭКС-Аналитика» в зоне умеренного риска, но с неплохим потенциалом.

Цитата: «Тенденция снижения инвестиционного риска, проявившаяся в 2017–2018 годах, оказалась краткосрочной. Результаты XXIV рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России свидетельствуют о том, что интегральный уровень этого показателя за год практически не изменился. Главные факторы риска сейчас из управленческой и финансовой сферы, поддающихся при должных усилиях контролю на местах, смещаются в сторону экономики и социалки. А бороться с проявлениями макроэкономических проблем общероссийского масштаба, будь то стагнация доходов населения или усугубляющийся инвестиционный застой, на уровне отдельно взятого региона затруднительно».

Впрочем, в региональном ведомстве, отвечающем за привлечение инвестиций — ГАУ «Агентство регионального развития Калужской области» — считают, что несмотря на объективные трудности, регион остается привлекательным для инвесторов:

— С точки зрения, руководителя, который работает непосредственно «в поле», т.е. в ежедневном режиме общается с инвесторами, знает все их запросы и опасения, могу утверждать, что созданные в Калужской области условия, механизмы и инструменты по привлечению инвестиций и развития бизнеса, безусловно, себя оправдали — Уверен генеральный директор АРРКО Николай Андреев. — Вместе с тем, для привлечения на территорию субъектов РФ инвестиций и достижения их уровня, намеченного Президентом РФ, необходимо наличие соответствующих механизмов, утвержденных на федеральном уровне. И здесь инвестиционный кодекс мог бы стать эффективным инструментом предоставляющим инвесторам гарантии на государственном уровне.

Читать также