Умные, талантливые и налоги не платят. Что россияне думают о бизнесменах

Умные, талантливые и налоги не платят. Что россияне думают о бизнесменах

За последние 10 лет россияне стали существенно лучше относиться к малому бизнесу, но глубоко убеждены, что вести бизнес честно просто невозможно.

Новый опрос «Левада-центра» описал интересную картину. Большинство россиян (80%) уверены, что бизнес приносит пользу стране, 33% называют предпринимателей — одними из самых «умных, талантливых и способных людей в нашей стране». Но 70% опрошенных убеждены, что в России честно разбогатеть нельзя. 59% респондентов не сомневаются, что предприниматели уклоняются от налогов.

Налицо противопоставление бизнеса, и условий, в которых он существует. По мнению россиян, умные и талантливые предприниматели поставлены в такие условия, в которых невозможно действовать, никого не обманывая. Россияне считают, что в России широко распространены: рейдерские захваты (33%), уголовное преследование предпринимателей (40%) и избыточное внимание проверяющих органов (50%).

Среди проблем, мешающих бизнесу, россияне, не имеющие предпринимательского опыта, выделили: высокие налоги (42%), коррупцию (29%), отсутствие стартового капитала (26%) и высокие ставки по кредитам (по 26%). Те, у кого есть собственное дело, жалуются на высокие налоги, дорогие кредиты и низкий потребительский спрос.

Условия успеха

Интересно, что если коррупция, по мнению россиян, является препятствием для ведения бизнеса, то «связи во власти» — один из залогов успеха — так считают около 60%  опрошенных. На втором месте по важности среди факторов Россияне выделили господдержку, а самым важным фактором успеха, по результатам опроса стал стартовый капитал.

Хорошая бизнес-идея, предпринимательский талант, опыт — были отнесены респондентами ко второстепенным факторам. А профильное образование оказалось на последнем месте.

Опыт ведения собственного бизнеса есть лишь у 14% россиян, хотели бы открыть свое дело — около 27%. Особенно любопытно эти данные смотрятся в сочетании с прошлогодним исследованием ВЦИОМ на тему отношения россиян к предпринимательской деятельности. Согласно ему, доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается (с 32% в 2008 году — до 22% в 2017 году), а оценивающих подобную перспективу, как нежелательную, — растет — с 49% в 1991 году — до 68% в 2017 году.

Мотивация уехать

В России уже второй год реализуется национальный проект поддержки малого и среднего бизнеса, в рамках которого доля этих предприятий в экономике страны должна к 2024 году увеличиться с 22% до 40%. Помимо прочего, в рамках реализации нацпроекта, предусмотрена программа популяризации предпринимательства, и опрос «Левада-центра», видимо, зафиксировал ее первые результаты — образ предпринимателя в обществе начал улучшаться. Но, при этом, лучше всех к бизнесу относятся молодые, материально обеспеченные люди, а одной из основных мотиваций при открытии бизнеса они называют возможность заработать и переехать в другую страну.

Читать также