Бизнесмен и стендапер Олег Бармин снова посетил Калугу с обновленной версией своего шоу о том, как богател, разорялся и опять богател. На этот раз послушать его в подвал Pro Arts пришло существенно больше людей, а Олег рассказывал о созданной им Партии меда, новом автомобильном бизнесе и неудачных попытках освоить TikTok.
ДопОфис расспросил Олега Бармина, о том, чему он научился за время коронакризиса:
— Главный урок в том, что выбранная мной лоукост-модель бизнеса сработала. Есть те, кто, как только у них появится бизнес — сразу снимают офис в МоскваCity — мне это всегда казалось лишней расточительностью. У меня как не было кабинета, так и нет. Я как любил макароны, так и буду любить макароны. Офис у нас все-таки есть, но совсем небольшой, компактный и у меня там нет кабинета — сажусь за любой свободный стол. При этом, в компании работают 92 человека, и я их половину не видел — потому что все процессы, которые могут происходить онлайн, у нас происходят онлайн. В Москве только 10 человек — все остальные специалисты в регионах. Когда меня спрашивают: «а почему у них ролик стоит 500 тысяч рублей, а у тебя всего 100?» Я отвечаю: «а вы посмотрите, где офис у этой компании, узнайте сколько они платят за аренду и умножьте на 12. Большая часть денег, которую вы ему заплатите, уйдет на оплату этой суммы».
Второй урок — следствие первого — рассредоточенность бизнеса по всей стране позволяет платить людям выше рынка. Есть у меня дизайнер или монтажер, живущий на Алтае — средняя зарплата в его сегменте 30 тысяч, я плачу 60. Если средняя зарплата 60, я плачу 100. Он там чувствует себя как король вечеринки и держится за эту работу. В этом году работы было так много, что у нас даже январских каникул не было. Первых людей я отпустил в отпуск только в июне.
Самый важный урок — вкладываться в онлайн и соцсети. Офлайновая часть моего цветочного бизнеса почти умерла, но мы вовремя вложились в развитие сайта, заказали новую админку и прочее, и в итоге бизнес не только остался на плаву, но и пошел вверх. Говорят, что 8 марта цветочный магазин зарабатывает на год вперед. В этом году 8 марта я заработал много, но меньше, чем за апрель и май.
(о том, как пережил пандемию цветочный бизнес Калуги смотрите здесь.)
— Те рекламные и маркетинговые идеи, о которых ты рассказываешь в своем выступлении наверняка, приходили в голову многим, но сделал это только ты. Рисковал в молодости, рискуешь сейчас — у тебя не бывает страха, что ты что-то делаешь не так?
— Да я всегда рискую и пробую, но иногда задумываюсь, может быть, хватит: мне скоро сорок лет, я старый пердун, потом смотрю на Трампа и понимаю, что еще не старый пердун. Но вот я отрыл презентацию, с которой сегодня выступал и понял, что за два года с моего прошлого приезда я опять сделал много всего охрененного. Если я сумел это сделать, значит я принимал правильные решения, значит есть шанс, что и мои будущие решения окажутся правильными. Полезно оглядываться.