Под конец 2020, все же, появились новости об отечественной экономике, которые с осторожностью, но можно назвать хорошими. Граждане всерьез озаботились собственной финансовой безопасностью и взялись за инвестиционные инструменты.
«…Я хочу быть акционером ОАО Газпром»
Еще в прошлом году доходность банковских депозитов начала ощутимо снижаться, и граждане, сознательно относящиеся к собственным финансам, стали присматривать другие варианты вложений. В 2020, когда ставки по банковским вкладам, вслед за ставкой рефинансирования ЦБ, снизились настолько, что едва поспевали за инфляцией, граждане стали массово забирать деньги из банков. Всего в течение 2020-го года россияне забрали из банков 15,5 миллиардов долларов. Девять лет такого не было и вот опять.
Причин ухода в кэш было несколько:
- Доходы упали и гражданам просто понадобились деньги.
- Возникло опасение, что вклады обложат новыми налогами. Сам Путин прямо перед голосованием по поправкам об этом говорил. Там правда все сильно сложнее, чем просто «обложить налогами вклады». Но мало кто стал серьезно вникать в детали.
- Банковские вклады, и это, пожалуй, основная причина, потеряли смысл, поскольку больше не приносили доходов.
Люди забрали деньги из банков и куда же они их понесли? Часть, как мы уже рассказывали, потратили накопленное на покупку квартиры или машины. Приток средств на эскроу-счета сильно подсобил российской банковской системе в сохранении ликвидности.
[tag1]Но, как оказалось, существенная часть Россиян подалась на фондовый рынок. По данным Московской биржи за ноябрь 2020-го, за 12 месяцев россияне вложили в акции 292 миллиарда 800 миллионов рублей. Всего за год, по данным ЦБ в России, было открыто больше 3,5 миллионов индивидуальных инвестиционных счетов.
— Вся эта тема с банковскими депозитами уходит в прошлое. Долгое время банки предлагали гражданам депозиты по 7-8% и тут же выдавали другим кредиты под 20% и условно говоря жили на разницу. Сейчас желающих просто кормить банкиров все меньше, а финансовая грамотность все выше. Так что тренд на рост числа ИИС, вложений в акции и криптовалюту как цифровой актив будет долгим. – Уверен Юрий Тимохин, директор направления информационных технологий в компании «Контабилита»
Юрия нельзя назвать новичком в инвестициях. Точкой входа для него стала криптовалюта, операциями с которой он занимается с 2017 года. На российский фондовый рынок он вышел летом прошлого года.
— Тогда меня интересовали только российские компании и только «голубые фишки» из топ-30. Весной этого года, когда на рынке начался обвал и панические настроения, небольшую часть, процентов 20, своего портфеля я продал. Но остальное сохранил, сказалась нехватка опыта – ну кризис и кризис – сейчас спад, но потом ведь будет подъем — фундаментально во многих отраслях ничего не произошло. В итоге, спустя полтора года после входа на фондовый рынок я заработал больше 20 процентов годовых. Это при том, что почти ничего не трогал и не продавал в марте, когда это делали «умные деньги»…
[tag2]Калужской области нет в лидерах по приросту числа индивидуальных инвесторов, однако с прошлого декабря их число удвоилось.
— Сейчас на фондовый рынок пошли все. Портрет среднестатистического инвестора сейчас составить очень трудно. — объясняет Александр Волков, директор калужского филиала «БКС Мир Инвестиций». — Здесь есть и предприниматели, владельцы бизнесов, вкладывающие деньги, чтобы уберечь их от кризиса. Есть и топ-менеджеры, руководители среднего звена, рассматривающие фондовый рынок как источник дополнительного дохода. Есть пенсионеры, забравшие свои накопления из банков, ради более высокой доходности в облигациях. Есть те, кто решил быстро накопить на квартиру или машину. Все, кто заинтересован в том, чтобы их финансы хранились выгоднее, чем банках, и готовы предпринимать для этого какие-либо усилия, все — пошли в инвестиции.
Исторический анекдот
В 1929 году знаменитый банкир — миллиардер Джон Пирпонт Морган сумел распродать все акции, которыми он владел, незадолго до обвала рынка. В результате ему пришлось давать объяснения перед комиссиями конгресса США. Удивленные его удачливостью, члены комиссий заинтересовались, не владел ли Дж. П. Морган инсайдерской информацией и не являлся ли он рыночным манипулятором. Морган заявил, что на его решение повлиял… уличный чистильщик обуви, услугами которого банкир иногда пользовался. Однажды чистильщик поинтересовался мнением банкира по поводу акций какой-то железнодорожной компании, признавшись, что имеет свой собственный небольшой инвестиционный портфель. В тот же день Морган распродал все свои активы, поскольку был убежден в том, что «когда на рынок приходит чистильщик обуви, профессионалу на этом рынке делать больше нечего и надо уходить».
Капитализация всех российских компаний 45 триллионов рублей. А по данным ЦБ, в начале ноября на депозитах физических лиц хранилось 33 триллиона рублей. Если прибавить депозиты юрлиц, то получится, что в банках лежит 72 триллиона рублей, часть которых потенциально может перетечь на фондовый рынок. При этом Александр Волков считает, что заработать на этом растущем рынке все еще можно, но нужно определиться, что считать заработком.
— Здесь нужно определиться, что считать заработком. Можно просто заменить менее доходный депозит на более доходные облигации и получать небольшой пассивный доход. А можно пойти по более рискованному пути и попробовать удвоить или утроить вложения на акциях. Но в этом случае, в текущей экономической ситуации никто никаких гарантий дать не сможет. Это должны понимать все, кто сегодня раздумывает над тем, чтобы вложиться в фондовый рынок.
Рано радоваться
[tag3]Ситуация с частными инвесторами настолько нетипична, что в дело уже собирается вмешаться государство, действуя по принципу: как бы чего не вышло.
— Мы видим, как финансовые организации стараются использовать тот срок, который был дан им на адаптацию, чтобы, извините за выражение, «впаривать» людям продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов. И на наш взгляд, это требует решительных действий, — заявила в начале декабря глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
За два года число граждан, открывших брокерские счета, возросло более чем в четыре раза — до 8,5 млн. При этом закон, который разделяет инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных и запрещает последним приобретать некоторые виды продуктов без прохождения тестирования, вступает в силу только с 2022 г.
Внимание государства вызвано не опасениями за личные бюджеты граждан, а тем, что, если так и будет продолжаться, то граждане могут и вовсе остаться без этих самых бюджетов.
Ситуация, развитие которой мы наблюдаем сейчас в России, имела место в США в начале девяностых, перед самым «кризисом доткомов». Высокие ожидания, связанные со средним ростом доходности вложений на фондовом рынке (25-35% в год, то есть на порядок выше, чем могли принести традиционные средства сбережения), привели на этот рынок средства мелких индивидуальных инвесторов. Приток ликвидности на рынок в таких масштабах (иначе говоря, рост предъявляемого спроса на акции) автоматически приводил к росту котировок. К концу года инвесторы убеждались в том, что их ожидания сбылись. Это порождало новую волну ожиданий, приток на рынок средств новых инвесторов и т.д. При виде того, как растут его фондовые активы, средний американец ощущал себя все более обеспеченным, теряя стимулы к сбережению «на черный день» и высвобождая все больше средств как для потребления, так и для дальнейших вложений в акции. В результате был достигнут небывалый показатель: более 50% домохозяйств в США сегодня владеют акциями и играют на фондовом рынке.
Однако опыт предыдущих «биржевых лихорадок» свидетельствует о том, что массовый приход на рынок неквалифицированных инвесторов обычно знаменует собой последнюю стадию роста рынка.