Все описанные события реальны. А вот имена героев и названия компаний изменены, чтобы их никто не узнал. Хотя в этой истории себя узнают многие.
Хорошая попытка, но похоже – сегодня просто не мой день
Это была одна из тех увлекательных запар, после которых накрывает чувство выполненного долга и настоящее моральное удовлетворение, что поработал, со всем разобрался, все учел. Но «после» еще не наступило, и Артем мучительно боролся с желанием все немножечко отложить.
Уже третий час он возился с одним заказом. Два раза перепроверил счет, чтобы все суммы во всех строчках совпадали. Еще раз посчитал маржинальность и перепроверил расчеты рассрочки покупателю. Затем долго переписывался с поставщиком и таки уговорил на свои условия по оплате. Вернулся к покупателю и еще раз проверил цифры в своем договоре со службой доставки. Все верно, безошибочно и прибыльно.
По буквам вбив e-mail покупателя в адресную строчку, Артем написал, что-то вроде: «Доброго дня! Направляю счет. Надеюсь, у нас получится сработать быстро!» прикрепил сам счет и нажал «отправить». Письмо ушло.
Артем откинулся в кресле, сделал довольный глоток остывшего кофе и еще раз посмотрел на экран. Папка «Отправленные», в правом углу «почтового ящика» — иконка с прикрепленным файлом, который называется «Счет 2809 насосы без предоплаты маржа 120 процентов.pdf»
— Е…….й стыд! – простонал Артем и грязно выругался.
«В целом это была хорошая попытка, но похоже – сегодня просто не мой день» — решил не переживать Артем. Конкретно с этим покупателем не получилось, но договоренность с поставщиком никуда не делась, а значит, все еще может получиться. И вообще, может он еще и не обратит внимания не название.
Артем уже решил, что с работой на сегодня покончено, когда вдруг стало понятно, что работать он сегодня будет долго и вряд ли его усилия увенчаются успехом. Вместо ответа на отправленное письмо в ящик упало другое, озаглавленное: «Отказ в принятии декларации по УСН за 2020»
Люди вокруг делают бизнес, поднимают деньги, а я туплю
Первый серьезный нетрудовой доход Артем получил, внимательно прочитав газету объявлений. В разделе «Куплю» некто выражал желание приобрести «газовую плиту б\у, в хорошем состоянии», а в разделе «Продам», другой человек как раз плиту продавал. Подняв на разнице 10 тысяч, Артем почувствовал себя финансовым гением, только что открывшим доселе неведомый способ получения денег.
Но со временем он понял, что 10 тысяч – на самом деле, не серьезная сумма, однако, выбраться за пределы этой мизерной маржи в рамках газетных объявлений не мог – на дворе было начало двухтысячных, все читали udaff.com, чатились в irkе, а торговали на форумах. Некоторое время Артем перепродавал болванки с коллекциями фильмов и редкой музыкой, топтался вокруг собственного бизнеса, никак не решаясь взяться за это дело всерьез.
— Мне всегда казалось, что уже поздно, – рассказывал впоследствии Артем. – Я видел классную идею и понимал, что уже упустил ее. Я заходил в салоны Евросеть, смотрел на все эти китайские телефоны и понимал, что это не я придумал возить их перепродавать. Заходил в какую-нибудь Техносилу и меня осеняло – блин, а можно же еще и компьютеры возить. Можно было, но теперь их уже возят огромные сети. Чувствовал себя невероятно тупым – люди вокруг делают бизнес, поднимают деньги, а я туплю. При том, что я тоже так умею – купил подешевле продал подороже – простая же схема. Ну я так думал, что простая, пока сам всерьез не занялся.
После кризиса 2014-го Артем в очередной раз сменил работу, оказавшись продавцом в крупном строительном магазине. Поначалу расценивая эту должность как некое понижение, он уже к концу обучения удивлялся, как мог он столько лет просто ходить мимо этого простейшего решения?! Тут и скидки для сотрудников, и контакты поставщиков, и вся логистика как на ладони. Начав перепродавать в интернете товары, купленные со скидкой для сотрудников, Артем очень быстро перекрыл левыми доходами, собственную зарплату. И понял, что все это баловство.
А для того, чтобы зарабатывать серьезные деньги – нужно создавать юрлицо – только так можно будет браться за действительно прибыльные поставки.
Этот провал начался очень успешно
Этот провал начался очень успешно. Насмотревшись на сезонное поведение покупателей, новоявленный индивидуальный предприниматель Артем запустил в соцсетях первую в своей жизни настоящую рекламную кампанию – все, что нужно для начала дачного сезона: насосы, сучкорезы, камеры наблюдения, уличные фонари, мойки, надувные гамаки и многое чего еще. Ассортимент был велик и ничего из представленного в нем у Артема не было. Но были поставщики – то есть работала старая, проверенная еще на той, первой газовой плите, схема.
— Даже с учетом того, что я неправильно настроил рекламную кампанию в соцсетях, клиенты появились уже в первую неделю. Но тут я, как обычно, впал в недовольство собой – была часть клиентов, тогда мне казалось, что их очень много – которым нужно было потрогать товар. Причем, я ведь видел таких, когда работал в магазине – заранее изучили вопрос, все знают про товар, но нужно обязательно потрогать, взвесить в руках, покрутить. Зачем, что за информацию они таким образом получают? Там ведь, на корпусе нигде не пишут, что товар говно… Короче, были клиенты, которым нужно было потрогать, а у меня потрогать нельзя, у меня на момент обращения клиента, вообще товара не было, кроме сучкорезов – в них пришлось реально вложиться. Хотят потрогать и не могут, и отказываются от покупки. И я думаю: «Вот я дурак! Все сделал неправильно, нужно было офлайн-магазин открывать!» На самом деле ненужно было. Но я открыл. Успокоил себя тем, что это мол на один сезон – максимум до конца лета, а потом соскакиваю.
Артем перешерстил объявления о сдачи помещений в аренду и снял небольшой закуток между двумя рыбацкими магазинами. Постепенно купил по одному – выставочному образцу, насосов, компрессоров, моек, водонагревателей и прочего и постепенно вошел в тяжелую магазинную рутину. Торговал сам, на звонки отвечал сам, на склады к поставщикам ездил сам. Крутился и как казалось держался в плюсе и, немного таясь самого себя, представлял, как запустит целую сеть строительных магазинов – сначала по городу, потом по региону, а…
— А потом, наступил торжественный момент, когда мне нужно было заплатить налоги. Я был на упрощенке «доходы минус расходы» и все расходы старательно записывал. Но оказалось, что договор аренды, который я подписал не имеет юридической силы, поскольку у того, кто мне сдавал помещение не было юрлица. Вообще оказалось, что кучу расходов я просто не могу списать, например, бензин. Реклама в соцсетях – тоже не расходы, потому что у групп, в которых я рекламировался, нет юрлиц. Мне из-за этого чуть незаконное обналичивание не пришили. Я купил кулер в магазин, типа на дворе лето, клиент заходит с жары и оп, попил холодной воды. Оказалось – это не расходы. Плюс – я накосячил с закрывающими документами. По моим расчетам, я должен был заплатить тысяч 20, но после беседы с ФНС вышло 80. Короче, я понял, почему все эти успешные бизнесмены, когда рассказывают свои истории успеха, никогда не уточняют, как они налоги платят. Никогда. Меня после первой уплаты налогов, было ощущение, что меня просто ограбили, как в школе: старшаки деньги на обед отбирают, а ты ничего сделать не можешь.
2020-й налегке
На борьбу с желанием все бросить у Артема ушел месяц, в течение которого он избавился от офлайн-магазина, распродав на авито выставочные образцы. Проблема была в том, что потенциальные покупатели все еще продолжали звонить – отказываться от бизнеса, когда клиент прет, было как-то глупо. Но теперь Артем иначе смотрел на расходы, в частности на транспорт, отказался от покупок на маркетплейсах, поскольку закрывающих документов от них не дождешься. И в какой-то момент его осенило.
— Я понимаю, что сделал много глупостей, совершил много ошибок. Каких-то вещей я просто не знал. Теперь знаю. И узнал я их таким способом, что больше никогда не забуду. Если бы у школьников за неправильные ответы деньги отбирали, они бы быстрее учились. Короче, я понял, что мне выгоднее перейти на УСН без расходов и тупо платить 6% с того, что заработал. Ну или с того, что я хочу показать, как заработок. Написал в региональное управление ФНС письмецо, что прошу, мол, считать меня теперь на 6%, отправил через «МФЦ» и зажил новой жизнью.
За следующие 4 месяца, Артем не просто отказался от онлайна, но вообще перестал видеть, что именно он перепродает. Теперь у него не было ни офиса, ни магазина – только сайт и сам он больше никуда не ездил, но работать стал со всей Россией. Все расходы, которые можно было бы учесть на УСН 15% — сведены к минимуму, расходы, которые учесть нельзя – держатся на коротком поводке. И все равно платить 6% с чистых доходов выгоднее.
— В новый, 2020-й год я вошел налегке. Весь бизнес можно вести с телефона, хотя это физически не очень удобно – с ноутбуком и мышью, как-то привычнее. По моей теме – перекачивающее оборудование и охранные системы – оказалось много поставщиков, которые занимаются простым экспортом, с чужого склада на свой. Появляется клиент, я связываюсь с таким складом, и они либо сами отвозят клиенту, либо отдают транспортной компании, с которой я договорился. На практике разница в вариантах УСН не так и велика – десятки тысяч, но возни с документами существенно меньше. Думал я.
Кризисный 2020-й оказался для Артема очень выгодным. Не страдая от издержек, связанных с переходом в онлайн, он в свое удовольствие, не совершив ни одной рабочей поездки – продал оборудования почти на 4 миллиона рублей, рассчитывая, что заплатит с них пример 220 тысяч налога. При условии, что это будет УСН 6% с дохода.
Послушайте, что у вас за компания?
Но теперь, Артем глядел на письмо с заголовком «Отказ в принятии декларации по УСН за 2020 год» и понимал, что если он стался все еще остался на УСН 15% доходы минус расходы – то заплатить придется больше 300 тысяч.
— Ощущение было страшное. Дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже, кто бы что ни говорил, а то чем я занимаюсь – это работа. Самое страшное – ощущение беспомощности. Я налетел с налогами, как только начал. Перетерпел, перестроился, стал все делать по уму и налетел снова. Реально было ощущение, что там в налоговой сидит злой человек и специально ждет, когда у меня все наладится и нервы придут в порядок, чтобы – бац и дать мне по затылку.
На новый вызов Артем ответил так же, как и все остальные россияне в таких случаях – начал гуглить и закономерно прибавил к своим старым страхам перед налоговой – новые. Смелости позвонить в ФНС и спросить, в чем дело, он набрался только на следующий день.
— Так, а давайте мы вас вызовем, и вы нам тут все расскажете. – Предложила женщина в трубке, выслушав обстоятельный и сдержанный рассказ Артема. – Письма о переходе на УСН «доходы» от вас нет.
— Я его отправлял. У меня есть опись из МФЦ – по возможности уверенно сказал Артем, пытаясь вспомнить сохранил ли он эту опись и если да, то где.
— Послушайте, Артем Владимирович, что у вас за компания? Вы хозяйственную деятельность не ведете – офиса нет, сотрудников нет. Вот я смотрю, рентабельность прекрасная! А налоговая нагрузка ниже средней по отрасли.
— Офис мне не нужен и сотрудники не нужны. Вы хотите сказать, что я должен сейчас вернуться обратно на «доходы минус расходы» и переделывать декларацию?
— Нет, что вы! Я хочу сказать, что в отношении вас нужно проводить выездную проверку. Вот у вас в контрагентах и банкроты есть, и прекратившие деятельность. Доначисление из-за неправильного УСН — это мелочи. Один из многих поводов пригласить вас для беседы, или даже выехать к вам для проверки.
Артем смотрел на свое рабочее место – ноутбук и грязная кофейная чашка – и пытался представить, что будет если вот сюда, к нему в квартиру приедут налоговые инспекторы, станут копаться, задавать вопросы: «А где у вас это? А где у вас то?» В глазах слегка потемнело – на то, чтобы сдать правильный отчет, по старой системе УСН, есть всего пара недель. «А там ведь штрафы, — подумал Артем. – Большие штрафы? Ну конечно большие! Кто же будет делать маленькие штрафы? А вдруг они взятку попросят? Естественно попросят, скажут: «Все что ты делал незаконно, или в тюрьму сядешь, или давай решать вопрос мирно». Ноги стали ватными, он вспомнил, что в одной из статей говорилось, что замять вопрос с налоговой в Москве стоит 150 тысяч долларов. Стал вспоминать, какой сейчас курс и одновременно прикидывать, за сколько нынче можно продать двушку.
— Вы меня слышите? Але?!
— Да-да, слышу. Что я не расслышал?
— Ну так как мы поступим?
— Я вообще не понимаю, о чем вы.
— Понятно, значит направим требование, там сами быстро поймете. До свидания, Артем Владимирович.
— До свидания, – ответил Артем и запаниковал по-настоящему.
Я принимал решения опираясь на собственный опыт, но оказалось, что опыта-то у меня нет
Снова погуглив, Артем выяснил, что проблема, с которой он столкнулся – не редкость. Легче ему от этого, правда, не стало. Все равно не понятно, что делать.
– Вы большой молодец, что обратились к нам, – похвалила Артема Мария — партнер в копании, специализирующейся на аудите и аутсорсе бухгалтерии. – Вы, как типичный российский бизнесмен, привыкли полагаться только на самого себя, по-человечески — это понятно. Хотя в глобальном плане – это одна из причин того, что происходит с нашей экономикой. Просто позвони и задай вопрос, но нет – люди тянут до последнего, пытаются разобраться сами.
— Да, я пробовал, но в какой-то момент осознал, что вообще не понимаю, что делать.
— Проблема, с которой вы столкнулись, не новая. ФНС, действительно, часто не получает уведомлений или начинает проверки по формальным признакам. Защититься от этого раз и навсегда мы никак не сможем – это их работа. Мы можем только отстаивать позицию нашего клиента в каждом конкретном случае.
— Вы успеете переделать налоговую декларацию так, чтобы я не попал на штраф? – повторил Артем тот вопрос, с которым звонил.
— Мы ничего переделывать не станем.
— Погодите, мне…
— Мы не станем переделывать декларацию, а направим им письмо, в котором укажем, что, во-первых, уведомление о смене налогооблагаемой базы – это рекомендация, а не требование. А во-вторых, у нас есть опись отправленного через МФЦ письма.
— Я не уверен, что она у меня сохранилась
— Вы отправляли ценное письмо, значит у почты есть уведомление о вручении. Что касается угроз выездной проверки – то сейчас это редкость. Им просто незачем выезжать – все что нужно, ФНС видит и так. На все их вопросы мы своевременно и в полной мере ответим. Но для этого нужно привести в порядок вашу внутреннюю документацию: договоры, счета, бухучет.
— С этим могут быть проблемы.
— Как и у всех.
Клиент, которому Артем отправил письмо с указанием маржи, перезвонил через несколько дней.
— Фундаментально, моя проблема заключалась в том, что по сути, передав на аутсорс все то, чем привык заниматься сам, я оставил себе рутину, в которой ничего не понимаю. Возможно, если бы я изначально поступил наоборот – можно было бы и о сети магазинов задумываться. Хотя 2020-й все равно похоронил бы эту затею, но все-таки. У меня было ощущение, что я принимал какие-то решения по бизнесу, опираясь на собственный опыт, но оказалось, что опыта-то у меня нет. Вернее, не было – теперь потихоньку стал набираться. А клиент, которому я случайно отправил письмо с указанием моей маржи, мне потом все-таки перезвонил. Говорит: «Слушай, я реально офигел от твоего письма, это ведь была самая адекватная цена из всех, которые я нашел. Давай ты сделаешь не 120, а хотя бы 80, и я у тебя постоянно брать буду». Я согласился.