Михаил Файнберг о рынке франшиз в России

Что нужно знать, прежде чем связываться с франшизой

Михаил Файнберг, генеральный директор ООО «Академия франчайзинга» (занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления) и член исполнительного комитета Российской ассоциации франчайзинга.

Свое выступление Михаил посвятил рассказу о сегодняшней ситуации на российском рынке франшиз и его ближайшим перспективам. ДопОфис выделил главное:

В 2009 году из 300 присутствующих на рынке франшиз российским брендам принадлежало только 100. Сегодня в России 1500 фрачазинговых брендов, из них 67% — отечественные. 43% брендов — региональные.

В России наблюдается существенный рост региональных брендов. За 10 лет 600 региональных франшиз вышли на федеральный уровень. К 2025 году число франшиз должно вырасти до 2500.**

«Кто слышал про город Чебаркуль до того, как туда упал метеорит? Теперь он известен еще и птицей. Чебаркульский агрокомбинат выращивал курочек и столкнулся с проблемой сбыта. Они выращивали больше, чем могли продать. Какая-то светлая голова посоветовала им открыть франшизу и создать сеть фирменных магазинов. В 2016 году они открыли франшизу, сейчас у них 192 магазина. Это одна из самых динамичных франшиз в России».

По данным статистики*, 86% процентов предпринимателей разоряются в течении 5 лет. Для бизнеса, открытого по франшизе этот показатель составляет — 14-15%.

Всего в России 60 тысяч компаний работают по франшизе, совокупно они создают 600 тысяч рабочих мест. Практически в любом торговом центре России около половины площадей занимают бизнесы, открытые по франшизе.

Основными направлениями бизнеса по франшизе в России являются: ритейл и общепит, самыми растущими являются ниши развлечений и медицины.

Франшизы оказались почти невосприимчивы к экономическим кризисам. В кризисные периоды рост франшизных сетей замедлялся, но никогда не становился отрицательным.

Покупая лицензию на ведение бизнеса, вы работаете под маркой известного бренда. Целевая аудитория уже знает, что вы предлагаете. Вы больше заплатите за вход в бизнес, но сразу получите аудиторию.

Когда вы начинаете собственный бизнес, это — ваша битва. Кроме ваших родных, она никому не интересна. Открывая франшизу, вы получаете бизнес-наставника, который кровно заинтересован в вашем преуспевании. В этой битве вы не одиноки.

«Я знаю много компаний, где существуют целые отделы. Там один сотрудник отвечает за направление „Калуга“, другой — за направление „Новороссийск“, третий — еще за какой-нибудь город или регион. Если с франшизами в этих городах что-нибудь происходит, с этих сотрудников спрашивают».

Франшиза — единственный инструмент, позволяющий быстро масштабировать бизнес без больших финансовых вложений.

«Франшиза на Руси издавна была делом привилегией, делом избранных. Хан Батый передал франшизу Золотой Орды Александру Невскому, который, по большому счету, был первым франшизером».

 

На конференции был ряд интересных докладов, о которых мы расскажем на следующей неделе. Подписывайтесь на нас в соцсетях:  ВКонтакте  |  FaceBook чтобы не пропустить.

Фото с конференции можно увидеть здесь.


*Спикер не указал источник данных.

**На своем сайте РАФ дает более подробный прогноз: «Сопоставляя отечественный рынок с рынками Бразилии, Китая, Кореи, Южной Африки, а также динамикой развития франчайзинга в России, можно сделать прогноз, что к 2025 году вклад франчайзинговых компаний в ВВП России может составлять около триллиона рублей, число концепций — более 2500, точек продаж — более 400000, число занятых и самозанятых — около 4 млн.человек, а доля национальных концепций достигнет 80%. Это абсолютно достижимые результаты, и мой пятилетний опыт руководства ассоциацией подсказывает, что при поддержке государства это не просто оптимистичный прогноз».

Читать также