Человек причастный к успеху многих бизнес-проектов, рассказал ДопОфису, как попасть к губернатору на завтрак, о внедрении цифровой экономики и сворачивании программы субсидирования малого и среднего бизнеса.
[tag2]
— Зачем вообще нужна Торгово-промышленная палата?
— Наступает момент, когда бизнесу становится нужна интеграция в бизнес-сообщество. Кооперация предпринимателей между собой – это важная задача ТПП. К нам чаще всего приходят предприниматели, которые хотят расширить действующее производство, либо иностранные инвесторы, обдумывающие возможность открытия бизнеса в регионе. Конечно, в первую по размещению производства, инфраструктуре очередь с ними работает Агентство регионального развития. Но, когда заходит речь о поиске льготного финансирования, продвижении, построение системы кооперации наиболее эффективного варианта, чем работа с ТПП, мне назвать сложно.
Помимо этого — помощь в составлении бизнес-модели, консультации по государственным программам, в которые они могут интегрироваться, или субсидиям, которые могут получить. Сколько бы ни писали средства массовой информации, сколько бы ни выступали чиновники, о программах государственной поддержки бизнеса и институтах развития знают далеко не все. Предприниматели думают, что все это очень сложно или не работает, но чаще у них просто нет возможности глубоко вникать, потому что заняты текущими производственными вопросами и отвлекаться некогда. Многие предприниматели не видят возможностей для развития своего бизнеса посредством участия в госпрограммах, так сказать, смотрят на перспективы государственной поддержки через форточку, а мы помогаем им открыть окно.
Позавтракать с губернатором
— Как вы уговорили губернатора участвовать в бизнес-завтраках, которые проводит ТПП Калужской области?
— Губернатор всегда открыт для общения и взаимодействия с предпринимательским сообществом.
— Что нужно для того, чтобы позавтракать с губернатором?
— Это мероприятие преимущественно для членов ТПП, но, безусловно, бывают и исключения.
Такой формат взаимодействия главы региона и предпринимательского сообщества уникален и есть только у нас. Неформальная встреча, на которой можно говорить и о проблемах целой отрасли, и искать решения частных вопросов. Но, конечно, это непросто обсуждение. Еще в ходе подготовки мы вместе с участниками вырабатываем варианты решения той или иной проблемы и уже за завтраком получаем отклик Анатолия Дмитриевича. Вот недавний пример — у предприятия единственная подъездная дорога находится в федеральной собственности. Это значит, что ни регион, ни само предприятие ее ремонтировать не могут. А ремонт нужен. Губернатор поддержал оптимальный вариант решения этого вопроса и было направлено его обращение в соответствующие структуры о передаче это участка в собственность региона для дальнейшей реконструкции.
— Чаще всего в ТПП приходят за деньгами?
— Я бы сказала шире – за помощью в поиске ресурсов для развития. У нас индивидуальный подход и под каждый проект мы, как из кубиков конструктора, составляем бизнес-модель – на каком этапе реализации проекта можно рассчитывать на льготы, как получить компенсацию понесенных расходов. Сейчас мы работаем с проектом, инициатор которого готов был открыть производство на собственном земельном участке и искал дополнительное финансирование. Предприниматель не владел информацией, что на территории Калужской области созданы территории опережающего социально-экономического развития, где предлагаются существенные налоговые льготы и преференции для вновь создаваемых производств. В ходе обсуждения вопросов реализации проекта, мы предложили Инициатору рассмотреть вариант размещения на площадке ТОСЭР, привлечь льготные ресурсы из различных институтов развития, с которыми мы в ТПП активно работаем. Таким образом, предприниматель получает значительные налоговые льготы, тем самым экономя десятки миллионов рублей… и вот, у него уже изменилась вся экономика проекта – можно запускаться.
Субсидий нет, но есть льготные программы финансирования
— У меня Торгово-промышленная палата ассоциируется с крупным бизнесом.
— Как раз крупному бизнесу поддержка нужна, возможно, в меньшей степени. Большие предприятия часто более стабильны. А вот малый и средний бизнес более чувствителен к изменениям на рынке и законодательным изменениям, так что с МСП мы работаем очень активно. Члены ТПП получают широкий спектр услуг (ссылка на календарь). У нас постоянно проводятся семинары и консультации для бухгалтеров и юристов – законодательство меняется часто и быстро поэтому надо быть в курсе, чтобы избежать нарушения. Есть проект «Инспектор разъясняет», в рамках которого мы приглашаем сотрудников контролирующих органов и они разъясняют требования законодательства, отвечают на вопросы предпринимателей.
— На что сегодня МСП может получить субсидии?
— К сожалению, большинство федеральных программ субсидирования МСП сокращены. Средства, которые были в них задействованы перенаправили на финансирование льготной процентной ставки (под 6,5% дать справку) для малого и среднего бизнеса. Но мы считаем, что субсидии, т.е. компенсация уже понесенных расходов были эффективнее и льготный кредит не равноценная их замена.
Сейчас в регионе можно получить субсидии на лизинг оборудования. В моногородах действует программа субсидирования процентов по кредитам для МСП. Есть новые федеральные субсидии, например, на транспортировку и сертификацию продукции, но только той, что идет на экспорт. Но повторюсь, нужно отталкиваться от каждого конкретного проекта – для НИОКР – одно, для сельхозпроизводителей – другое, для промышленности – третье. Пусть иногда в это непросто поверить, но государство заинтересовано в развитии бизнеса.
[tag1] — В Калужской области вести бизнес проще, чем в других регионах?
— На этот вопрос лучше ответят бизнесмены, имеющие опыт работы в разных областях. Но многие инвесторы, посмотрев на соседей, выбирают наш регион. У нас и на региональном, и на муниципальном уровнях готовы гибко реагировать на нужды проекта, а не вынуждать предпринимателя подстраиваться под свои требования. Управленческая команда региона заинтересована в открытии новых производств, привлечении инвесторов и создании новых рабочих мест.
— На фоне этой команды иногда чувствуешь себя неполноценным. Кажется, что у наших чиновников все получается. Рапортуют об успехах, возникает видимость, что никаких провалов нет. Но они ведь есть, да?
— В процессе работы все сталкиваются с определенными сложностями, но умение преодолевать сложности — это показатель эффективной работы команды. На мой взгляд, результат важнее, чем процесс, а результат говорит сам за себя — регион стал примером инвестиционного прорыва.
Цифровую экономику нужно докрутить
— В этом году вслед за Президентом все заговорили про цифровую экономику. Есть федеральная программа, у нас разрабатывают региональную… Но мне кажется, что участники процесса сами не до конца понимают, что именно они собираются создать.
— Мы работаем с министерством, которое занимается разработкой региональной программы цифровизации. Нерешенных вопросов тут действительно много. Меня смущает диссонанс между стремлением создать как можно больше рабочих мест и цифровизацией, которая как раз сокращает число работников. Непонятно что делать крупным заводам, для которых даже просто отказ от бумажных носителей станет проблемой в силу требований к секретности и техническим регламентам. В общем, программа еще молодая – поживем, увидим. Но уже сейчас могу сказать, что под эту программу Фонд развития промышленности предоставляет займы на покупку программного обеспечения, под 1% для российского ПО, и под 5% для зарубежного. Те же промышленные гиганты часто не могут обновить ПО за собственные средства, так что первые плюсы от запуска программы уже можно найти.
— Представим, что вы решили открыть собственное дело, что это будет?
— Мне интересно серьезное промышленное производство, большие заводы, производящие реальный продукт. Я начинала свою трудовую деятельность на производственном предприятии и знаю все процессы изнутри.
Но в настоящий момент мне достаточно комфортно работать в Торгово-промышленной палате, я знаю, что приношу пользы больше, чем если бы занялась каким-то собственным бизнесом. Мне нравится помогать реализовывать проекты, работать в режиме многозадачности, это всегда интересно. Один из самых приятных аспектов моего труда – видеть, как стартует производство, к открытию которого ты причастен. Это главное удовольствие в моей работе.