На этой неделе в России опробовали новый инструмент поддержки малого и среднего бизнеса, который позволит банкам не только выдавать кредиты, но и избавляться от них.
Утвержденный в прошлом году национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривает не мало интересных инициатив содействия развитию этой важной части экономики. Одна из них — это упрощение доступа субъектов МСП к кредитным средствам.
Вопреки некоторым ожиданиям, государство не стало рефинансировать льготные ставки, а решилось на внедрение совершенного нового для наших реалий механизма.
Специально созданный для поддержки малого бизнеса МСП Банк провел во вторник первую сделку по секьюритизации портфеля кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства несколькими банками. Объем размещенных облигаций составил 7 млрд рублей. Ставка купона установлена на уровне 9,1% годовых. О том, насколько тепло инвесторы отнеслись к новому типу ценных бумаг, не сообщается.
Новое непонятное слово
Секьюризация — это очень модный в США и Европе финансовый инструмент, позволяющий делать деньги под залог, например, долгов. В общем случае схема такая: финансовые активы списываются с баланса предприятия, отделяются от остального имущества и передаются специально созданному финансовому посреднику. Этот посредник под залог полученных активов выпускает ценные бумаги.
[Tag1]В случае с развитием малого бизнеса в России конкретная схема выглядит так. Банк выдает кредит малым предприятиям, а потом скидывает весь пул этих кредитов «посреднику», который под залог обязательств малых предприятий выплатить кредиты, выпускает облигации. Инвесторы покупают эти облигации, и дальше для них все происходит как обычно — сидят, ждут прибыли. А вот банк, сбросивший кредиты посреднику, получает деньги от продажи облигаций, и пускает их на выдачу новых кредитов малым предприятиям. Красивая схема, согласитесь.Первая в России сделка по секьюритизации кредитов была проведена через мультиоригинаторную платформу секьюритизации, созданную МСП банком. Цель ее существования — содействие небольшим региональным банкам в рефинансировании портфелей выданных кредитов субъектам МСП, путем накопления достаточного по объему пула кредитов от нескольких банков, и последующего выпуска и размещения на российском долговом рынке облигаций, обеспеченных таким пулом.
Кредиты будут давать всем?
Практически любой российский бизнесмен, вникнув в описанную выше схему, сразу задастся вопросом, как долго эта «пирамида долгов» просуществует? Ведь очевидно же, что если банк, по сути, избавится от рисков, связанных с выдачей кредитов малому бизнесу, то он довольно быстро начнет выдавать эти кредиты всем подряд, а это добром не кончится.
Чтобы этого избежать, к секьюритизации будут допускаться только кредиты, полностью соответствующие Единым стандартам кредитования субъектов МСП. Это такие правила. Которые должны соблюдать все, кто выдает кредиты малому бизнесу. В документе 144 страницы, на которых весьма подробно и тщательно разъясняется, что перед тем, как давать кредит, нужно проверить надежность и адекватность заемщика. Однако в целом нельзя сказать, что там присутствуют какие-либо исключительные требования или налагаются небывалые по своей строгости ограничения.
Никаких ограничений процента по кредиту для малых предприятий в документе не содержится. Как и теперь — каждый банк устанавливает свой. Так что для малого предприятия процедура получения кредита сильно измениться не должна. Но всяких отчетов и справок нужно будет больше — это уж как пить дать.
Поможет ли секьюритизация малому бизнесу?
Сейчас банки не слишком охотно кредитуют малые предприятия, поскольку не уверены в их надежности. И на то есть причины — количество субъектов малого и среднего бизнеса в нашей стране снижается. В прошлом году рост зафиксирован только в численности ИП и микропредприятий: их количество за 2018 год увеличилось на 111,9 тыс. ед., почти 80% из которых — вновь созданные.
А вот количество средних компаний снизилось на 346 ед. за год, достигнув 20 078 ед. Малых предприятий закрылось еще больше — 2 355 ед., теперь их на всю страну 264 593 ед.
Больше того, если верить опубликованному в прошлом году исследованию известной аудиторской компании «Эрнст энд Янг» (EY), 84% собственников в России (то есть примерно 5 из 6) готовы полностью или частично отказаться от своих активов.
С другой стороны, не в последнюю очередь закрываются малые предприятия потому, что кредит для них очень дорог. Возможно, новый инструмент рефинансирования позволит банкам снизить процентную ставку и, вообще, повысить доступность займов для малых предприятий, но думать, что это случится быстро, будет ошибкой. Ключевой момент схемы секьюритизации — это покупка облигаций инвесторами. Поверят ли они в доходность новых ценных бумаг?