Налоговая не принимает документы. Вернее принимает, но выдает несуществующие ошибки, или вовсе не присылает квитанцию о приеме отчетности. Уже вторую неделю бухгалтеры по всей стране паникуют, грустят и делятся своими переживаниями в интернете. Дело дошло до составления открытого письма главе ФНС Мишустину (Путина поставили в копию). Этот масштабный и сильно впечатляющий документ еще находится в стадии составления (можно присоединиться), но уже сейчас содержит много справедливых нареканий в адрес ведомства вообще, и применительно к сложившейся на начало февраля ситуации, в частности.
Читает его Мишустин или нет — непонятно. Но ФНС неохотно разъяснило, что главным источником неурядиц стало обновление программного обеспечения, и скоро все наладится. Отдельно уточняется, что даже в том случае, если ФНС не прислала квитанцию о приеме отчетности, осуществлять повторную отправку не следует. В связи с неудобствами ведомство приносит налогоплательщикам извинения.
Однако, в первые дни технического сбоя, некоторые региональные управления ФНС объяснялись с налогоплательщиками своими словами. И в ряде случаев на вопрос: «А что делать, если из-за этих задержек, нарушатся сроки сдачи отчетности?», получали ответ вроде: «Возьмите у вашего оператора электронного документооборота акт технической экспертизы, в котором будет подтверждена дата отправки отчетности».
Это абсурдное требование возникло, вероятно, из-за какой-то путаницы или незнания некоторых основ ЭДО.
Руководитель отдела «1С-Отчетность» Андрей Козлов поясняет:
— В соответствии пунктом 2.3 приказа ФНС России от 31.07.2014 в подтверждении, которое выдает специализированный оператор связи, фиксируется дата отправки документации в контролирующий орган. Конкретный налоговый инспектор может не видеть отправленный файл, поскольку он лежит на центральном сервере ФНС, и еще не передан в конечную инспекцию. Но когда файл поступит в конечную инспекцию, в нем будет отображаться дата отправки, зафиксированная оператором ЭДО. Именно дата, зафиксированная оператором, считается датой отправки документа. Когда налоговая получила файл — значения не имеет.
— А что такое акт технической экспертизы? В каких случаях он может понадобиться?
— Для подтверждения даты отправки его, как правило, не используют, так как в этом случае это будет документ, дублирующий уже существующую информацию, которая содержится в электронной подписи оператора ЭДО. Акт технической экспертизы нужен для более сложных разбирательств между клиентом и налоговой службой. В таких случаях мы проверяем журнал работы нашего сервера, журнал работы программного обеспечения клиента и пишем техническое заключение.
— Насколько трудно его получить?
— Нужно написать официальный запрос, на основании которого мы формируем перечень необходимой информации, после того как мы ее получим, акт будет выдан в течение 5 рабочих дней. Но это максимальный срок — как правило, это 2-3 дня.
«2.3. При получении оператором ЭДО от налогоплательщика (представителя) для передачи в налоговый орган электронного документа (документов) программным обеспечением оператора ЭДО в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
фиксируется дата отправки электронного документа (документов);
формируется подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и подписывается ЭП оператора ЭДО;
подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и ЭП оператора ЭДО направляются налогоплательщику (представителю)»
Что делать-то?
Сейчас можно только ждать — когда-нибудь сбой прекратится, и вся отчетность поступит куда надо. Или не поступит, такое тоже может быть. На будущее же стоит записать номер телефона: +7 (4842) 54-98-54. Это телефон вашего ДопОфиса, позвонив по которому, вы всегда сможете получить любую консультацию по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и любых форм общения с ФНС.
ФНС не могли выбрать другое время для обновления ПО?
Из скудной информации, предоставляемой ФНС, трудно понять, в чем конкретно проблема. По обрывочным сведениям, можно сделать осторожное предположение, что входящий поток документации был направлен в одно место — на некий центральный сервер — и программное обеспечение не успевает обрабатывать (распределять) входящий поток. В таком случае, время обновления ПО большого значения не имеет — пиковая нагрузка при сдаче годовой отчетности все равно вызвала бы эту проблему.
И вообще, ФНС регулярно обновляет и внедряет новое программное обеспечение на протяжении десятка лет и, взглянем правде в глаза, никаких катастрофических сбоев за это время не случалось. Если применить 10 years challenge к ФНС то вы сильно удивитесь, насколько легче с тех стала жизнь честного налогоплательщика. В плане документооборота, конечно.
В середине нулевых ФНС ставила перед собой цель, чтобы к 2010 году 50% налогоплательщиков сдавали отчетность в электронном виде. Сегодня она принимается только в электронном виде.
С 2013 заработала автоматизированная система контроля за уплатой НДС (обрабатывает миллионы электронных деклараций и около 15 млрд электронных счетов-фактур в год), которую тогда ругали все подряд. Но в 2018 году разрыв между уплаченным и заявленным к вычету НДС в России составил менее 1%. А есть еще онлайн-кассовая техника, система маркировки товаров и т.д. Это все — сложнейшие программные комплексы, внедрение которых часто сопряжено с большими трудностями.
Это, конечно, не оправдывает чрезвычайной закрытости ФНС. Сразу выпустить нормальное разъяснения с ответами на очевидные вопросы было бы очень правильным решением.