Случилось странное. Минэкономразвития составило и внесло на обсуждение в бизнес-объединения законопроект, ограничивающий право государственных органов вводить обязательные требования для бизнеса.
Мы писали про «регуляторную гильотину», грозящую всем государственным структурам, регулирующим бизнес — до сентября 2022 года они должны будут сократить и пересмотреть количество требований к бизнесу и внести в Госдуму соответствующие законы. Разработанный в Минэкономразвития проект, устанавливает правила, по которым будут разрабатываться требования к бизнесу.
Что там, если вкратце?
Все требования делятся на три категории — по тяжести ответственности за несоблюдение. Первая — уголовная и административная ответственность, вторая — запрет на ведение деятельности или предписание об устранении. Третья — отказ в предоставлении государственной услуги
Законопроект запрещает введение требований для устранения рыночных или иных рисков. Требования должны быть направлены только на предотвращение и минимизацию ущерба. Т.е. если какой-нибудь муниципалитет введет требование о том, что общественным транспортом могут управлять только водители с определенной квалификацией — это будет правильно. А если он установит, что по городу должны ездить только автобусы большой вместимости — водители маршруток смогут через суд это правило отменить.
Да. Законопроект предусматривает процедуру отмены Требований. Более того, в случае, если требования от разных ведомств, противоречат друг другу, а устанавливающие их законы равны по силе, предприниматель вправе выбрать, какое требование соблюдать, а еще там сказано, «все неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу лиц, которые обязаны их соблюдать»
Но самым необычным и неоднозначным нововведением законопроекта является обязательная актуализация требований. Раз в 5 лет органы государственной власти должны будут пересматривать свои требования — устаревшие отменять, актуальные оставлять, нужные добавлять. Таким образом, в стране должна будет возникнуть система оценки регулирующего эффекта — т.е. чиновникам придется давать анализировать свою работу и давать отчет. По крайней мере, в том, что касается регулирования бизнеса.
Любопытная деталь
Российская Федерация является правопреемницей СССР. Несколько лет назад Минюст оценивал количество правовых актов, принятых еще в СССР, но действующих в структуре законодательства РФ, в 45 тысяч. Например, в частях, не противоречащих другим законам в России, до сих пор действует Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе».
Так вот, предлагаемый Минэкономразвития законопроект объявляет недействующими с 2021 года все акты с обязательными требованиями, принятые в СССР.
Разве такой закон могут принять?
Государственный аппарат, действительно, сопротивлялся введению «регуляторной гильотины», и столь радикальные правила ее работы тоже встретят отпор со стороны чиновников. Аргументы против частой смены требований найдутся.
Но, даже с учетом этого, законопроект — отличная отправная точка для пересмотра отношений государства и бизнеса. Хотя бы потому, что снимает презумпцию виновности бизнеса де факто, действующую сейчас.
О том какие новые требования чиновники предъявят к бизнесу проще всего узнать подписавшись на Допофис в соцсетях: Facebook vk.com ЯндексДзен.