На прошлой неделе сразу несколько калужских заведений общепита получили письма с настойчивым предложением заключить договоры с РАО и ВОИС. ДопОфис объясняет, чем это грозит? и стоит ли связываться.
Суть в том, что любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, является ее коммерческим использованием, а значит за это нужно заплатить правообладателям — авторам музыки и текста, а также исполнителям и лейблам.
Платить нужно двум организациям
Если предприниматель в своем помещении использует радио или телевизор, то он осуществляет использование «результатов интеллектуальной деятельности», которые там транслируются. По закону, за такое использование положено вознаграждение как авторам произведений, так и обладателям смежных прав. Понятно, что заключить прямые лицензионные договоры со всеми правообладателями предприниматель устанет. Поэтому оплачивать авторские можно через аккредитованные организации — РАО и ВОИС.
Есть Российское авторское общество (РАО основано в 1993 году Юрием Антоновым, Андреем Вознесенским и другими деятелями культуры) — оно представляет интересы авторов и вправе взимать с предпринимателей вознаграждения в пользу даже тех авторов, у которых нет заключенного с РАО договора управления правами.
А есть всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС основана в 2008 году Юрием Антоновым, Сергеем Федотовым, Эдуардом Хилем и др.) — она представляет интересы обладателей смежных прав (правообладателей фонограмм и исполнителей).
Это странная, не всегда логичная система, но она есть, она работает и от нее никак не отвертеться. Общее правило такое: если в помещении, где вы работаете с клиентом (бар, парикмахерская, класс йоги, пышечная и т.д.) нельзя играть музыку, если у вас нет договора с компанией, представляющей интересы человека, обладающими правами на эту музыку. Спросите себя, заключали ли вы договор с Российским авторским обществом или другой компанией, защищающей авторские права? Нет? Значит, вам нельзя включать музыку в своем заведении.
Пытливый ум российского предпринимателя тут же начинает искать лазейку, чтобы никому не платить — это нормально, но в целом бесперспективно. В конце концов, представители правообладателей до вас все равно докопаются.
— Ну почему, мы ведь просто включили музыку фоном.
— Любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, считается коммерческим использованием музыки. И за него надо платить правообладателям.
— Мы ничего не включали, это наш бармен со своего телефона включил. 🙂
— Все равно отвечает заведение.
— Это же просто радио!
— Радио можно бесплатно слушать в машине или дома. А любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, считается коммерческим использованием музыки. И за него надо платить правообладателям.
— Мы не бар, а парикмахерская.
— Любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, считается коммерческим использованием музыки. И за него надо платить правообладателям. Просто до вас еще не добрались.
— Я нашел на YouTube канал с музыкой, у которой свободная лицензия!
— Хороший ход. Особенно, если эта музыка вам нравится. Но, это не гарантирует, что инспектор РАО или одного из компаний-посредников не докопается, и вам не придется доказывать открытость лицензии в суде.
— А я включил не музыку, а просто звуки природы.
— У записи есть правообладатель, и ему придется заплатить.
— А я сам записал звук дождя на диктофон и теперь включаю.
— Интересное у вас заведение. Вам ничего не грозит, если инспектор не спутает вашу запись с другой записью звука дождя, у которой есть правообладатель.
— Мы включаем только музыку давно умерших композиторов.
— Нужно дождаться, чтобы умерли еще и конкретный исполнитель, оркестр, директор лейбла и вообще все, кто может хоть как-то претендовать на какие-либо права. Важно не то, когда написана музыка, а то, когда сделана конкретная запись. Неважно, что Модест Мусоргский окончил «Хованщину» в 1872 году, ее все равно нельзя бесплатно проигрывать в пивной, поскольку у всякой записи этой бессмертной оперы, которую вы найдете, есть правообладатель.
— Получается, в ресторанах и кафе вообще нельзя включать музыку?
— Можно! Но только если вы платите регулярные отчисления в РАО и ВОИС.
Многим российским предпринимателям методы работы РАО кажутся неоправданно агрессивными, а правила размытыми и несовершенными. Но штрафы реальны, а потому большинство бизнесменов регулярно платят РАО отчисления просто чтобы отстали.
— Это как еще один налог, как коммуналка — рассказывает управляющий одного из калужских баров, опасающийся, что РАО читает ДопОфис и потому скрывающий свое имя — Я точно не знаю, всех ли музыкантов, которых мы включаем, представляет РАО, но мы платим РАО и пусть все остальные идут лесом.
Такой подход действительно выглядит самым рациональным, поскольку РАО и т.н. частные компании, специализирующиеся на защите авторских прав, не всегда согласны в том, кто защищает права конкретного исполнителя. Допустим, бар заключил договор с компанией «х», а проверяющий из РАО говорит: «Нетушки, этого музыканты мы защищаем, а не «х». Дело может кончиться судом, и кто будет платить судебные издержки — большой вопрос. Исполнитель при этом может быть вообще не в курсе.
Сколько нужно платить?
Стоимость зависит от многих факторов. Учитывается площадь помещения, где звучит музыка, в живую она исполняется или играет запись, берут ли деньги за вход или нет. Есть так же региональный коэффициент, зависящий от численности населения города, где работает заведение, есть и скидки за быстрое реагирование на запросы.
Публичное исполнение музыки с проигрывателя, по информации на сайте РАО, может обойтись обходится от 35 до 60 руб. в месяц с посадочного места, выступление исполнителей — от 75 до 90 руб. с каждого «стула». Если за вход на концерт со зрителей берут деньги, владельцы заведений должны перечислить РАО также 5% от стоимости билетов. Предусмотрены и дополнительные платежи — например, если музыка играет на банкете или при наличии музыкальных автоматов, бильярдных столов и систем караоке. ВОИС также берет от 35 до 60 руб. с посадочного места, в отдельных случаях владельцы кафе должны доплачивать.
Узнать о расценках можно здесь.
А можно не платить?
По закону нельзя. На практике, скажем так, платят не за все. Часто владельцы заведений платят РАО фиксированную ставку авторского вознаграждения (1500 рублей в месяц) и не заморачиваются дополнительными платежами за концерты. В общем, тут как со многими вещами в России — можно, пока не поймают.
Штрафы от РАО за незаконное воспроизведение начинаются от 10 тысяч рублей за песню и в теории могут достигать 5 миллионов. Но еще ни разу не достигали.
Как вообще РАО узнает о том, что в заведении незаконно играет музыка?
С помощью «тайных покупателей». У них есть список заведений, подписавших договор с РАО и ВОИС и общий список заведений в городе. Сравнивая один с другим — проверяющий выбирает жертву. Приходит как простой посетитель, записывает музыку на диктофон, потом составляет протокол и присылает письмо с предложением подписать договор. Если ответа нет — подает в суд.
Иногда присылают письма наугад, без всяких записей — увидели, что открылся бар, сразу угрозы. Даже если музыки там нет.
Звенья одной цепи
Положа руку на сердце, мы несколько избалованны пиратской вольницей, царившей в нашей стране с девяностых годов. У многих сложилось впечатление, что музыка, книги, кино, сериалы и т.д. бесплатны. Это не так, и на протяжении последних лет государство и крупные операторы контента последовательно создают в стране такую систему, при которой правообладатель получает полагающееся ему вознаграждение. Яндекс убирает из поисковой выдачи сайты с нелегальным контентом, ВК уже подчистил аудиозаписи и вычищает видео. Немудрено, что активизировались и те, кто защищает правообладателей в офлайне.
В СССР за соблюдением авторского права следили очень строго. Все рестораны составляли список песен, которые могут сыграть работающие в этих ресторанах музыканты и четко выплачивали за каждое исполнение. Спели в ресторане «Гляжу-у-у в озера синие» и бац, Юрию Антонову упала «копеечка», спели два раза — упало две. Если не упала, значит, имел место «левый» концерт, а это уже уголовное дело с реальными сроками. В современной России обходятся штрафами.