Давайте после вируса! Андрей Моисеенков о том, как бизнесу пережить эпидемию

Давайте после вируса! Андрей Моисеенков о том, как бизнесу пережить эпидемию

[Tag1] В стране сложилась «псевдопредновогодняя» ситуация, как в конце декабря все говорят: «давайте уже после праздников», так и сейчас в разговорах слышен настрой «давайте уже после эпидемии». Только настроение совсем не праздничное — бизнес готовится терпеть убытки.

И, к сожалению, снижение деловой активности — далеко не самое страшное, что может произойти в перспективе. Вполне допустимо (и нашим Правительством прорабатывается, как один из возможных сценариев) введение полного карантина и перевод сотрудников на удаленную работу. То есть, фактически, бизнес будет почти поставлен «на паузу».

Вне всяких сомнений, что это будет сильнейшим ударом по экономике страны, потому в настоящее время власти стараются всячески избежать этого сценария, однако, если все же это произойдёт, как минимизировать риски для компаний? Можно ли, в целом, приостановить бизнес на время?

Сперва выделим те компании, которые входят в максимальную зону риска. Это, прежде всего, предприятия, связанные с досугом и общественным питанием (кинотеатры, рестораны, кафе, частные образовательные центры и т.д.), туристический бизнес, компании с высокой кредитной нагрузкой, предприятия связанные с высокой долей импорта, а также динамично-развивающиеся фирмы. У каждой из группы есть свои «рецепты», которые позволят, если не нивелировать полностью, то хотя бы сократить последствия такой остановки. В сфере общепита, падение выручки в зале можно отчасти компенсировать доставкой. Во времена, когда граждане скрываются от напасти дома, рынок доставки вырос более чем на 37%. Для тех, кто собирался открывать это направление — прекрасный шанс заявить о себе. Конечно, мечтать о высокой маржинальности бизнеса в таких условиях сложно, но, по крайней мере, отчасти компенсировать расходы на содержание персонала, вполне вероятно, удастся. В хороших заведениях команда формируется годами и нужно всячески стараться ее сохранить.

Для компаний, где есть кредитная нагрузка, рецепт, к сожалению, один: выходить на руководство кредитных организаций с просьбами об отсрочках в выплатах. В конце концов, банк должен будет понимать, что еще один безнадежный кредит на балансе им не нужен, и если они не пойдут навстречу заемщикам, то вероятность закрытия предприятия крайне высока. В том же случае, если такая отсрочка будет представлена, то по мере снижения паники, предприятие возобновит работу в полном объеме и сможет погасить все кредиты.

Компании, завязанные в своей работе на импортные составляющие, сейчас испытывают колоссальное давление в связи с закрытием границ. И, хотя грузовые перевозки не подверглись столь массовому сокращению, как пассажирские, даже такие снижения оказывают существенное влияние на российских бизнес. Особенно это касается поставок из Китая, где на какое-то время было почти полностью остановлено производство. В полной мере, эти перебои в товарообороте страны мира смогут ощутить с небольшой отсрочкой. Поиск альтернативных поставщиков, зачастую, очень трудоемкий и сопряжен с высокими рисками. Так что говорить о том, что рецептом здесь будет пресловутое импортозамещение, к сожалению, нельзя. В условиях дефицита импортного сырья или товаров, для предприятий, прежде всего, необходимо будет сосредоточиться на оптимизации издержек.

Этот же совет применим и для всех остальных компаний, работу которых придется поставить «на паузу». Тут возможны и отсрочки по арендным платежам, и отправка сотрудников в отпуска, которые были запланированы на более поздний срок, и даже, вполне вероятно, увольнения персонала с последующим использованием аутсорсинговых услуг, обслуживающих бизнес. Конечно, это меры кардинальные, но, когда речь о спасении всей компании, надо рассматривать все возможные способы.

В то время, когда деловая активность, связанная с работой с клиентами, снижается — самое время заглянуть внутрь предприятия. Как показывает практика, зачастую собственник или директор компании не находят время навести порядок в финансах. Управленческий учет отсутствует, контроль за движением денежных средств тоже. Бизнес-процессы не прописаны. Регламенты и процедуры мотивации персонала не прозрачны или не справедливы. Автоматизация тоже оставляет желать лучшего. Все это в целом — негативно сказывается на эффективности фирмы. Самое время задуматься над исправлением этой ситуации. Полная ревизия процессов, происходящих внутри компании, тоже поможет легче преодолеть кризис и вынужденный простой.

И, конечно же, не стоит забывать про возможности удаленной работы сотрудников. Далеко не во всех областях это возможно, но офисную часть персонала вполне допустимо временно перевести на «домашний режим». Сейчас многие компании и на 5% не используют тот потенциал, который предоставляет нам Интернет с его широким инструментарием. Это и скайп-конференции, и общие доски задач, и групповые чаты, для обсуждения вопросов. Все это давно пора осваивать в нашем 21 веке, и скорее всего, вынужденный карантин лишь подтолкнет к этому.

В целом, надо сохранять оптимизм и не поддаваться паническим настроениям. Все это — лишь новые задачи, которые эффективный бизнес обязательно решит.

Читать также