Какие еще налоги мы будем платить

Какие еще налоги мы будем платить

«Посмотрим, как она будет использована, эта прибыль. И с учетом этого, по итогам года будем принимать решения о возможной донастройке налогового законодательства. Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и целых отраслей. Будем поощрять тех, кто вкладывает. Жду от правительства конкретных предложений».

Владимир Путин, послание Федеральному собранию 2021

Есть экономический цикл, который пока еще не подвергся детальному описанию в научной литературе, но, наверняка, со временем найдет своих исследователей. Мы наблюдаем его не первое десятилетие, он достаточно предсказуем и, кажется, имеет тенденцию к нарастанию.

Перед выборами политики обещают вкладывать деньги в социальную сферу, а после выборов чаще начинают выкачивать деньги из экономики, чтобы выполнить эти обещания. Первые и вторые «майские указы», национальные проекты и т.д. И вот перед нами новая точка перелома: обещания уже прозвучали, депутаты приняли бюджет с дефицитом в 2,75 триллиона рублей, регионам пообещали инфраструктурные кредиты – мамам, военным и пенсионерам уже начисляют – и вот на носу выборы. А потом…

Налог для нахлобучивших

«Мы посчитали, что металлурги нас (государство, не нас — Прим.ред.) — извините за это слово — нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд руб.»

Андрей Белоусов, первый вице-премьер

Как известно, от пандемии особенно выиграли металлурги, которые благодаря росту цен на металл, по меткому выражению первого вице-премьера Андрея Белоусова, нахлобучили государство и теперь им никак не избежать повышения их главного налога – Налога на добычу полезных ископаемых. Это должно принести в бюджет более 100 млрд руб. Увеличение налогов коснется, в первую очередь, драгметаллов, которые не попали под увеличение в 2020-м году.

Частичное увеличение НДПИ ждет и нефтяников, а значит, цены на бензин опять подрастут.

Увеличение НДФЛ — в массы!

В 2020-м году в России появилось некое отдаленное подобие «прогрессивной шкалы налогообложения» — граждан, получающих больше пяти миллионов рублей в год, заставили платить НДФЛ 15% с суммы, превышающей эти пять миллионов. О том, почему это далеко не прогрессивная шкала – ДопОфис рассказывал здесь. Практика повышения НДФЛ для отдельных категорий, по-видимому, была признана успешной – по разным оценкам, этот, своего рода тестовый, заход принес государству до 60 млрд рублей – а успешную практику принято распространять и углублять.

Возможно (в конкретные предложения это еще не оформленно) в ближайшие годы мы будем наблюдать, как верхняя планка «увеличенного подоходного налога» будет подрастать, а сам увеличенный НДФЛ будет распространяться на все более скромные доходы. В общем брать будут больше 15% и с суммы меньше, чем пять миллионов.
При этом сохраняется некоторая вероятность того, что будет и движение с другой стороны – НДФЛ сократят или вовсе отменят для малоимущих. Разговоры об этом шли еще в 2019-м, но в итоге отмену НДФЛ, как бы, заменили на путинские выплаты детям в 2020-м. Судя потому, что разовые выплаты отдельным категориям стали уже привычным инструментом удержания внимания граждан на том, что говорит президент, эта практика признана успешной, и бедным НДФЛ не отменят.

В целом же, благодаря развитию фискальных инструментов и созданию новых методов мониторинга доходов и расходов граждан, в России преодолено одно из препятствий к внедрению прогрессивной шкалы налогообложения – страх, что бизнес «уйдет в тень». Не уйдет, «тени» почти не осталось.

Страховые взносы для тех, кто хорошо зарабатывает

Еще одним свидетельством «прогрессирования» отечественной налоговой системы будет увеличение страховых взносов для людей, зарабатывающих больше 1 миллиона 460 тысяч рублей (примерно 122 тысячи в месяц). Сейчас расчет ведется так: пока гражданин зарабатывает меньше означенной суммы, страховые взносы с него взимаются в размере 20%, а как только начинает зарабатывать больше – страховые взносы сокращаются до 10%. Это регрессивная шкала и от нее планируют избавляться. Сделать это могут двумя путями: либо увеличить сумму, после которой наступает уменьшение процента, либо увеличить процент. Ну, либо и то и другое.

Принудительное страхование от безработицы

«По нашим прогнозам, к 2024 году количество самозанятых превысит 5 млн человек, к 2030 — перейдем к цифре в 10-11 млн человек. С учетом этого тренда сейчас мы работаем над формированием нормативной базы для работающих в секторе платформенной занятости. Также прорабатываются страховые механизмы для самозанятых»

Антон Котяков, глава Минтруда России.

 

Минтруд не первый год намекает на создание внебюджетного механизма страхования от безработицы. В 2020 был очередной рецидив. Суть в том, чтобы граждане сдавали деньги государству, на тот случай если их уволят, чтобы, когда это произойдет, государство смогло выплатить им пособие по безработице. Простая попытка соотнести количество людей, вставших на учет на бирже труда, с реальным количеством безработных превращает эту затею из страхового сбора в простой побор. Особой поддержки эта инициатива Минтруда ни разу не получала, так что и теперь, скорее всего, останется без развития.

Но кое-кому страховые взносы, все же, поднимут. Вернее, введут.

Самозанятых в России уже без малого три миллиона и все они трудятся, ничего не откладывая на безбедную старость и ничегошеньки не отчисляя в Пенсионный фонд. По мнению государства, это безответственно, так что, уже в следующем году мы можем ждать презентации обновленного режима «самозанятость + взносы» сильно напоминающего ИП на УСН без работников.  Впрочем, может, и ИП отменят?

Режим «мы сами все возьмем»

 

«Мы берем ту функцию, которую мы умеем реализовывать лучше всего: мы умеем считать налоги. А они освобождают налогоплательщика как от издержек, так и от ошибок и сложных конфликтных коммуникаций с нами. Если налогоплательщик не ведет учет, если учет — за нами, то, естественно, контроль над процедурами в этой части оказывается реализовывать не надо и наказывать некого.»

Даниил Егоров, глава ФНС России

Летом 2021 года ФНС проводило анкетирование предприятий на предмет возможного внедрения нового налогового режима. Вообще он не новый, просто раньше применялся только для самых крупных налогоплательщиков страны и назывался налоговое администрирование.

ФНС получало прямой доступ к бухгалтерии крупной компании, и сама исчисляла все налоги в режиме реального времени. Теперь такую практику подумывают распространить на микропредприятия.

Расчеты будут производиться не по бухгалтерии, а по банковскому счету. Налоговая получит доступ к операциям по расчетному счету налогоплательщика и, сравнив их данными контрольно-кассовой техники (ККТ) этого налогоплательщика, будет самостоятельно рассчитывать налоговые обязательства, а то и сразу взимать. Расходами будут считаться только безналичные операции, а налоговый период составит всего месяц.

По задумке ФНС, бизнес таким образом освободится от бухгалтерского и налогового учета, подачи отчетности по упрощенной системе налогообложения (УСН), по НДФЛ и страховым взносам, не должен будет подавать отчетность в социальные фонды и Росстат. А освободившиеся за счет такой экономии миллионы сможет направить на развитие.

Итого

В ближайшие месяцы все категории населения и бизнеса скорее всего почувствуют увеличение фискальной нагрузки – как прямой, так и косвенной и это, несомненно, позволит сохранить бюджетные поступления на прежнем уровне, а то и приумножить их, несмотря на падающую экономику. Успехи государства в сфере сборов налогов, действительно, впечатляют, но впечатляют они не первый год.

2014-2020 собираемость налогов в России выросла на 36%, сколько субъектов малого бизнеса за это время стали средними? Насколько обогатилось население? Как поднялся уровень социальной защищенности? В пользу увеличения или внедрения новых налогов высказались многие министры, о том, чтобы как-то иначе их распределять, не говорил никто.

Читать также