Не кнут и не пряник. Что мотивирует россиян

Не кнут и не пряник. Что мотивирует россиян

Можно наугад открыть любую вакансию и там почти наверняка работодатель будет уверенно сообщать, что в его компании: высокая (достойная) зарплата, есть возможность карьерного роста, отличный коллектив, удобный график работы. Новое исследование мотивации россиян показывает, что из этих же привычных фраз состоит список причин неудовлетворенности настоящим местом работы.

Кадровая компания «Рекадро» опубликовала результаты традиционного исследования трудовой мотивации россиян. ДопОфис пересказывает основные тезисы

Среди факторов неудовлетворенности местом своей работы на первом месте традиционно уровень оплаты труда. По сравнению с 2021 годом в 2022-м он вырос не значительно. Но все еще является главным, опережая все остальные упомянутые в исследовании факторы. На втором месте идет недовольство руководством (12,6%), на третьем — отсутствие карьерных перспектив (12,2%). Далее следуют трудности баланса между работой и личной жизнью, а также неудобный график работы.

Чуть более пятой части респондентов (21,3%) отметили, что у них на работе вообще нет факторов, которые их не устраивают. В прошлом году таких работников было в два раза меньше.

Женщины называют больше факторов неудовлетворенности настоящим местом работы, чем мужчины, хотя разница незначительна: так, женщины на 3,2% больше не довольны балансом работы и личной жизни, на 2,1% — возможностями карьерного роста, мужчин на 1,1% чаще беспокоит нестабильность занятости.

Суммируя главные факторы недовольства, можно сделать вывод, что на фоне социально-экономических потрясений 2022-го года россияне готовы мириться с целым рядом неудобств в обмен на хоть какую-то материальную стабильность. Но не готовы сидеть сложа руки — более половины опрошенных жителей России планируют искать новую работу или уже ищут ее. Но что же мотивирует россиян работать?

Стабильные деньги

Согласно исследованию, россияне снижают свои ожидания от работодателей, но первая пятерка мотивирующих факторов осталась неизменной:

Топ-5 мотиваторов россиян:

  1. Высокий уровень заработной платы
  2. Удобный график работы
  3. Финансовая стабильность предприятия
  4. Соблюдение ТК РФ
  5. Хорошие условия труда и гарантия занятости

Однако, как отмечают авторы исследования, баланс этих факторов снижается. Так уровень заработной платы стал оказывать меньшее влияние, чем годом ранее, а вот стабильность предприятия и удобный график – большее. Пункты с третьего по пятый в данном случае можно трактовать как стабильность. Людям нужны какие-то очевидные гарантии того, что в условиях развивающегося кризиса, компания продолжит работать и не откажется от своих обязательств.

При этом, большая зарплата уже не является ключевым фактором удовлетворенности своим местом работы. Т.е. россияне готовы мириться и мирятся с трудностями ради большого заработка, но даже больший заработок не делает их счастливее.

Ценность пакета льгот и компенсаций в глазах российских работников продолжает падать: 69% специалистов предпочли бы получить деньгами, а для 9,5% россиян пакет льгот и компенсаций и вовсе не имеет значения, что почти в два раза выше, чем годом ранее.

В разрезе поколений исследователи отмечают что:

  • Для тех, кто родился в 2000-х годах имеет большое значение возможность работать удаленно и самостоятельность организовывать свой рабочий процесс. Соответственно взаимоотношения в коллективе для них не так важны, как для старших поколений. При этом в качестве работодателей они скорее выберут инновационную компанию, нацеленную на мировой рынок.
  • Поколение, Y родившееся в 80-90-е, больше других интересует наличие брони от мобилизации. Им также важно, чтобы компания, в которой они работают производила качественную, широко известную продукцию.
  • Для поколения X больше важны расширенный пакет льгот и компенсаций, гарантия занятости, финансовая стабильность предприятия, сфера деятельности организации, социальная ответственность работодателя, работа в международной среде, наличие брони от мобилизации.
  • Бэби-бумеров реже, чем остальные поколения, мотивируют известный бренд работодателя, репутация, самостоятельность, чаще — соблюдение ТК РФ, удобный график работы, хорошие взаимоотношения в коллективе.

Справочка

  • поколение альфа (с 2011).
  • поколение Z (2000 – 2011);
  • поколение Y — миллениалы (1984 – 2000);
  • поколение Х (1967 – 1984);
  • поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);

Не выходя из комнаты

Помните, как во время пандемии компании отказывались от больших офисов, отправляя всех на удаленку. Тогда это считалось временной мерой, но оказалось, что гибкие форматы занятости приобретают все большую популярность, люди хотят сами планировать свой рабочий процесс и по возможности делать это из дома. Не ходить в офис уже предпочитают две трети россиян.

Большинство россиян (69%) по-прежнему выбирают постоянное трудоустройство как формат занятости, но доля таких респондентов снизилась. Работа на фрилансе (в том числе самозанятость) при этом стала более популярной и привлекает пятую часть (19,9%) респондентов.

Итого

В целом исследование не показывает кардинальной перемены в отношении россиян к трудоустройству и труду, но подтверждает давно наметившиеся в этой сфере тенденции. Для того чтобы уверенно проводить рекрутинговые кампании, уже недостаточно составить текст вакансии из дежурных фраз. Каждая вакансия должна быть создана с учетом возрастных и профессиональных предпочтений аудитории.

И, кажется, многим работодателем пришло время избавиться от иллюзий относительно того, что у них в коллективе все дружны и как одна семья.

Читать также