Приготовьтесь! Если у вас проблемы с эквайрингом или неправильно разделена компания, за вами скоро придут.

Приготовьтесь! Если у вас проблемы с эквайрингом или неправильно разделена компания, за вами скоро придут.

Государство активно взялось за бизнес и запустило два встречных процесса. С одной стороны, в рамках специального нацпроекта, объявлен конкурс на популяризацию предпринимательской деятельности (скоро нам начнут объяснять как это здорово и приятно), а с другой — полным ходом идет компания по выдавливанию бизнеса из тени и отсечения всяких полузаконных схем сокрытия прибыли.

Защитить вас от государственной пропаганды предпринимательства мы никак не можем. А вот предостеречь от неосторожных шагов перед лицом новых методов работы проверяющих органов — просто обязаны.

Тех, кто редко пользуется безналичным расчетом, начнут проверять через контрольные закупки.

Центробанк решил наказать тех, кто копит наличность для последующей перепродажи. Это, в общем, не новость. Новость в том, что теперь для поимки таких хитрых предпринимателей, будут использоваться контрольные закупки.

[TAG1] Стандартная схема накопления наличности (если вы не знали) выглядит так: официант (или продавец) говорит, что-нибудь типа: «Ой, у нас проблемы с терминалом, стены толстые — сигнал не доходит, на Солнце магнитные бури, Греф на больничном, не могли бы вы заплатить наличными?» Клиент платит. Чек аннулируется как ошибочный и получается, что уплаченные наличные существуют физически, но не существуют для финансовой отчетности. Потом эту наличность, за безналичный расчет (с начислением 10-15%), продают (например) компаниям, работающим с нелегальными мигрантами.

Уплатой налогов тут и не пахнет, а потому государство обеспокоенно.

Автор инициативы с контрольными закупками — Центральный банк Российской Федерации, но сотрудники ЦБ заниматься подобным, конечно же, не будут. Не Центробанковское это дело! Проверки поручат компетентным органам — ФНС или региональным ОБЭП. Так что для покупателей с исключительно честными глазами эквайринг должен работать всегда. Так что, если сейчас у вас время от времени случаются перебои с эквайрингом, нужно срочно разобраться, в чем проблема, и все починить.

Дробление — теперь почти преступление

Всем известно, что на определенном этапе развития бизнеса бывает очень выгодно его разделить. Сотрудники ФНС особенно внимательно относятся к любому разделению компании, поскольку видят здесь попытку минимизировать сумму уплаты налогов. Винить их в этом нельзя, поскольку так оно и есть.

[TAG2] Пожалуй, наиболее распространенной причиной дробления бизнеса на данный момент является разделение компании для сохранения упрощенной системы налогообложения. И тем, кто применил эту схему, стоит опасаться повышенного внимания со стороны налогового ведомства.

В ФНС намерены доначислить налоги всем, кто применяет эту схему без серьезных экономических оснований. Т.е. просто всем.

По логике ФНС, разделение бизнеса должно означать полный разрыв отношений: разные руководители, разные адреса, разные сотрудники, не пересекающиеся производственные цепочки и т.д.

Даже если просто вывести сотрудника за штат и оформить отношение с ним как с ИП — налоговая сочтет это за попытку уклонения от уплаты налогов. Поскольку у этого ИП не будет других клиентов.

В этой статье мы рассматривали некоторые общие правила, которые нужно соблюдать при разделении бизнеса. Скоро они станут жестче. Ситуация сложна еще и тем, что закон, строго говоря, никак не регламентирует дробление бизнеса и какие действия считать уклонением от платы налогов, а какие нет — решает ФНС.

В любом случае, дробление бизнеса не является преступлением — всякий бизнесмен имеет право оптимизировать налогообложение. Но право это нужно отстаивать.

И что?

Логично, что рост налогового давления приводит к тому, что бизнес старается от этого давления уклониться. Но если раньше государство концентрировалось на отлове откровенно мошеннических схем и фирм-однодневок, то сейчас в прицеле ФНС оказались вполне легальные методы оптимизации налогообложения. Это значит, что бизнесу нужно быть внимательнее к деталям, строже следить за документооборотом и стараться не вызывать подозрений.

Читать также