Что такое маркировка товаров и нужно ли ее бояться

Что такое маркировка товаров и нужно ли ее бояться

В этом году в России началось внедрение новой системы маркировки товаров, которая в течение 6 лет станет обязательной для всего, что производится или ввозится в нашу страну.

Итак, что нужно знать о маркировке товаров.

Система, в рамках которой решительно все товары, производимые в России, получат маркировку. Как именно она будет выглядеть пока непонятно, скорее всего, что-то вроде QR-кода который можно будет считать сканером кассового аппарата. Данные о движении товара от производителя на склад, или в магазин, как и данные о продаже, будут автоматически передаваться в ФНС.

Каждая марка будет стоить 50 копеек. Производитель (в конечном счете покупатель) товара должен будет заплатить эту сумму оператору системы.

Создатели заявляют, что с помощью этой схемы будет побежден контрафакт и разные схемы обналички.

Сейчас маркируют табак, обувь и изделии из натурального меха. В следующем году под маркировку попадут еще 10 категорий товаров, а к 2024 году маркировка станет обязательной для всех. По крайней мере, план именно таков. Но пока это только план.

Похожая система уже действует в нашей стране с 2016 года для контроля над оборотом алкогольной продукции. За первый год работы доля контрафактной продукции на этом рынке снизилась на 13%. Аналогичная ситуация и с другими уже маркируемыми товарами — меховыми шубами и древесиной.

Для всех честных предпринимателей, внедрение подобной системы — момент положительный, поскольку затруднит существование на рынке дельцов, занятых отмыванием криминальных денег и попутно убивающих здоровую конкуренцию. Но есть во всем этом пара моментов, которые реально настораживают:

1. Внедрением системы и обработкой собираемых со всей страны, данных будет заниматься частная контора — Центр развития перспективных технологий. 50% акций в нем принадлежит фонду Алишера Усманова, еще 25% — венчурному инвестору Александру Галицкому (не путать с Сергеем Галицким который ранее был владельцем сети магазинов «Магнит», а сейчас владеет ФК «Краснодар») и еще 25% — корпорации Ростех.

2. На внедрение системы планируют потратить 200 млрд рублей, а зарабатывать оператор будет на обработке и продаже данных о движениях товаров. Это может быть аналитика отдельных секторов экономики, а может быть прямая продажа массива данных третьим лицам.

Подобная статистика и составленные на ее основе рейтинги — могут стать эффективным манипулятивным инструментом и конкурентным преимуществом для тех, у кого она есть над теми, у кого ее нет. Например, данные о движении продовольственных товаров внутри региона помогут крупным торговым сетям быстро задавить местных конкурентов.

Да и само повышение прозрачности экономики, если прибавить к ней повышение внимания со стороны ФНС, положа руку на сердце, сильно ударит по привычным способам сведения концов с концами в сферах, где работает малый и средний бизнес. Подписывайтесь на ДопОфис и мы расскажем вам как работать в новых условиях.

Успокаивает только то, что окончательные параметры и принципы работы системы все еще в процессе утверждения. Часть чиновников выступают за недискриминационный доступ к массиву данных, собираемых с помощью маркировки, но удастся ли им побороть тех, кто собирается на этом доступе зарабатывать, пока непонятно.

Читать также