По большому счету, это история о недоверии и страхе. В своем нынешнем виде теневая экономика сложилась из недоверия к государству и страха перед будущим. Миллионы талантливых и инициативных людей по всей стране совершают, если угодно, акт гаражного эскапизма — прячутся от государства, образуют закрытый круг, а могли бы приносить пользу обществу, или хотя бы просто пополнять бюджет.
Государство, в целом, проявляет некоторую озабоченность объемами теневой экономики в стране, ведь по некоторым данным они достигают 20% ВВП. Для борьбы с этим неприятным явлением придуман закон о самозанятых и начата масштабная борьба с фирмами-однодневками и обналичкой. Для этой же цели банкам даны широкие полномочия по блокировке счетов и пресечению подозрительных транзакций. Словом, карательная машина запущена на полный штык.
А между тем, многие предприниматели, скрывающие от государства свой бизнес, просто не видят причин, по которым им следует перейти на светлую сторону. Самым простым и безобидным примером того, как и почему люди не хотят делиться с ФНС своими радостями, можно считать гаражные автосервисы.
Личные мастера
Вот два Андрея, можно сказать, социальные близнецы. Обоим чуть за 30, оба женаты, оба выплачивают кредиты, оба несколько лет работают у официального дилера иностранной автомобильной марки, а в «свободное» время трудятся в собственном нелегальном автосервисе в одном из гаражных кооперативов Калуги. Оба отказываются фотографироваться, потому что боятся полиции, налоговой и осуждения коллег по нелегальному бизнесу.
— Зачем вам у официального дилера работать?
— Официальное трудоустройство. Чтобы в голодный месяц было чем х..й посолить — грустно шутит первый Андрей. — Тут большая сезонность. Декабрь-январь-февраль, а иногда еще и март — тут работы мало. Там тоже мало, но она точно есть. Ну и на пенсию капает.
— И клиентов можно уводить, да?
— Можно. Их уводить не надо, на самом деле. Те, у кого гарантия заканчивается, сами телефоны просят. Это нормальная практика, все так делают. Человек привыкает к личному мастеру, понимает, что ему можно доверять и продолжает с ним работать, когда гарантия заканчивается.
Экономика их предприятия выглядит так: аренда гаража с подъемником обходится Андреям в 20 тысяч в месяц. Клиенты, в хороший месяц, приносят около 50-55 тысяч. Т.е. работая в гараже по 12-15 часов в день, каждый из Андреев прибавляет к официальной зарплате где-то по 15 тысяч. Если бы они платили налоги, вся эта затея вообще не имела бы смысла.
— Есть такие, кто в гараже по 80 тысяч поднимает — признается второй Андрей — Но это, типа, известные мастера со связями и с опытом. Мы начинающие, еще.
— А у автодиллера можно стать известным мастером и зарабатывать по 80 тысяч?
— Ты угораешь? Там все нацелено на извлечение сверхприбыли. Им надо раздеть клиента, пока он на гарантии, пока он к сервису привязан. Вот, чтобы поменять масло, клиент отдает где-то 600 рублей. Из них мастер получает 60, все остальное идет сервису. Тут я поменяю его за 400, половину отложу на аренду и все равно получу больше, чем на официальном сервисе. В среднем, работая на сервисе, ты будешь получать 8-10 процентов от стоимости ремонта, в гараже всегда 50%.
В гараж тянет многих
Явление «гаражной экономики» неплохо изучено, к нему то и дело обращаются экономисты и социологи. Известно, что зародилось оно в 80-е годы прошлого века, когда по всей стране стали как грибы, расти гаражные кооперативы, а расцвело в 90-е, когда миллионы рукастых мужиков остались без работы.
По данным фонда «Открытая Россия», в 2015 году в 12 исследованных ими регионов доля занятых в теневой экономике составлял от 30 до 40 с лишним процентов. Доля гаражников в этих процентах, в зависимости от региона, достигает 50%. Наибольший процент гаражников — в Ульяновске, Тольятти, Набережных Челнах. В Ульяновске 15% трудоспособного населения заняты исключительно в гаражной экономике. Калуга не входила в это исследование и у автора этого текста есть чувство, что у нас процент «гаражников» вовсе не так велик, но если в экономике все будет идти так, как сейчас, он может быстро вырасти. И вовсе не за счет автосервисов.
Вот — Дмитрий, много лет официально занимался полиграфией, как индивидуальный предприниматель. Визитки, дипломы, буклеты, меню для ресторанов — В 2010, когда он начинал, этот стандартный набор позволял ему содержать семью, снимать офис недалеко от центра Калуги и платить некоторые налоги. Не все, конечно, но платить.
— Все одно к одному ведет — рассказывает Дмитрий, сидя за рулем джипа, который у него теперь вместо офиса — Конкуренция выросла, все себе разных печатных станков понапокупали, а денег у людей стало меньше. Иногда кажется, что вот-вот и в стране вообще деньги закончатся. Потом начали за счетами следить, потом аренда выросла, теперь налоги подняли. На фиг мне это нужно?
В общем, кода у Дмитрия родился ребенок, он закрыл ИП, перевез всю технику в гараж и работает по той же клиентской базе, только налоги не платит совсем. Помимо очевидного, это обстоятельство дает ему еще и конкурентное преимущество — он может снижать цены и лишать клиентов те полиграфические сервисы, которые пока еще платят налоги.
Всем, на все…
Другой молодой мастер, Виталик, успевший поработать в нескольких официальных сервисах и в нескольких гаражах, называет еще одну причину, по которой мастеру нужна «белая» работа.
— Воровство. Работая официально, ты имеешь преимущество в виде мелких расходников: перчатки, баллончики, мелкие инструменты и масло. Все это можно унести себе в гараж и использовать при обслуживании собственных клиентов.
— Сервисы должны же за такое наказывать!
— По большому счету, им пох..й. Ну как ты докажешь, что кто-то перчатки украл? У нормального сервиса расходников много, их не считают. И сейчас в этом деле большая проблема с кадрами, нормальных мастеров мало, нормальных менеджеров вообще нет. Всем, на все нас…
— Погоди! А масло? Менеджеры позволяют масло выносить?
— Масло воруют не у сервиса, а у клиентов. Можно недолить, можно вообще другое залить, пока клиент кофе пьет. Менеджеры из-за такого ругаться не станут. Я же говорю. Всем, на все…
— Но клиент же может заметить
— Ваня! Всем, на все нас…
Нужно сразу быть богатым
У нелегальных предпринимателей можно заметить какой-то избирательный страх перед государством. Они боятся чиновников и бюрократов, но совершенно не боятся силовиков. Перспектива сбора бумажек, возни с бухгалтерией, документооборот и прочие атрибуты легального бизнеса, пугают их больше, чем штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
— А не боитесь вы, что вас налоговая накроет? — допытываюсь я до одного из Андреев.
— Может, налоговая накроет, может, не накроет. Кому мы нужны, кроме коллекторов?
— Т.е. вообще нет причин начинать легальный бизнес и платить налоги?
— Если я буду платить налоги, получится, что работаю я столько же, или даже больше, а получаю — меньше. Вообще в России, чтобы начать свой бизнес нужно сразу быть богатым. Вон всякие … [выходцы из республик Кавказа — прим. ред.] у них сразу откуда-то деньги есть, они сразу открывают свои магазины низких цен и все — сразу успешный бизнес. А я куда сунусь? Только кредит брать под конский процент. А потом, когда все прогорит, квартиру продавать, чтобы его вернуть.
Альтернативный выход
В этом году в стране стартовал национальный проект поддержки малого и среднего предпринимательства. Одной из задач которого объявлена популяризация предпринимательской деятельности. Там есть конкретный целевой показатель, к 2025 году число предпринимателей в России должно вырасти на 2,5 миллиона.
Для того чтобы его достичь, государство будет выделять деньги на позитивные публикации в СМИ и бесплатные курсы бизнес-мастерства для начинающих предпринимателей. Но них вряд ли научат, как быть, если работа в «белую» лишает твой бизнес всякого смысла.
В стране работают миллионы предпринимателей, о которых ни ФНС, ни государство в целом не имеет никакого понятия — вывести их из тени, и предпринимателей прибавится не на 2,5, а на 5-10 миллионов. Тем более что в Калуге есть рабочий пример легализации гаражного бизнеса. Он так и называется «Альтернатива».
Степан Горбенко не прячет лица и даже, наоборот, готов позировать. Год назад он собрал пятерых мастеров по починке авто с разной специализацией и объединил их в артель.
— Идея была в том, чтобы людей, обслуживавшихся у официальных дилеров, людей, которые знают, что такое клиентская зона, плитка на полу, бесплатный кофе и мойка перед началом работ, не пустить в грязные гаражи. Тех, кто туда попал, вытащить очень сложно, но новых можно по пути в гараж перехватить. Забрать тех, кто отвалился от дилера из-за того, что там дорого и долго.
Схема такая: Степан Горбенко открыл ООО «Альтернатива», специализирующееся на работе с корпоративными клиентами, оно взяло в аренду помещение и путем субаренды распределило его между четырьмя индивидуальными предпринимателями.
ИП Агапкин занимается поставками запчастей, ИП Шкурлетов — сход-развалом, ИП Анохин — диагностикой и электрикой, а ИП Иванов — слесарными работами.
По такому же принципу работают некоторые салоны красоты, но оказалось, что он применим к более сложным процессам.
Если приходит клиент и говорит: «Почините мне мотор», ему отвечают: «Знакомьтесь, ИП Иванов, он решит вашу проблему». Если в починке нуждается подвеска, отправляют к ИП Шкурлетову. Из полученных за работу денег мастера оплачивают налоги и аренду.
Когда работы много Альтернатива привлекает механиков по срочным трудовым договорам. Как правило, это тоже сотрудники дилерских сервисов, перехваченные по пути в арендованный «гараж», и получившие вместе с легальной подработкой базовые трудовые права.
Начальника в сервисе нет — у всех равные права. Затраты на рекламу, электричество, интернет, вывоз мусора и работу специалиста по охране труда делятся на всех. Специальные инструменты и агрегаты покупаются в складчину, и никто не ворует, потому что это будет воровство у себя.
— И трафик! Приезжает клиент на диагностику к ИП Анохину и видит, что вокруг чисто, что на соседнем посту масло меняют, на другом — тормозные колодки… Ему нравится, он запоминает. Он бы может быть к ИП Иванову и не приехал никогда, если бы тот работал в гараже. Приезжают водители юрлиц, с которыми работает «Альтернатива». Они пригоняют рабочие машины, но у них есть и личные. Они видят, что у нас много разных мастеров — искать не нужно. В этом вся идея и заключалась: сегментировать услуги и создать поток клиентов. В складчину это оказалось выгодно.
Открытие альтернативного автосервиса обошлось приблизительно в 4 миллиона. Можно было потратить меньше, но покупали только новое оборудование, а в аренду брали сразу 500 квадратных метров. Расходы на оборудование частично субсидировало Агентство развития бизнеса Калужской области. Все пятеро (4 ИП и директор ООО «Альтернатива») просто пришли в АРБ и через месяц получили компенсацию.
— Все очень просто. АРБ назначает персонального менеджера. У нас была девочка Марина. Она рассказала о программе (там есть разные — для действующих ИП и для вновь открытых), об условиях, о том, какие суммы можно получить, дала перечень документов. Если мне память не изменяет, для тех, кто только открылся, максимальный размер субсидии 350 тысяч и им можно покрыть до 70% стоимости. Грубо говоря, на 400 купил, на 300 тебе субсидировали. Классно!
Вложенные деньги еще не начали отбиваться, только весной этого года сервис начал работать в настоящий плюс, что для первого года работы — вполне неплохо. Главное, что артельная, или можно сказать, кооперативная схема оказалась рабочей. Можно подумать, что, то же самое можно было организовать и без легализации, но это не так. Нелегальному бизнесу не дадут ни кредитов, ни субсидий, к нему не придут корпоративные клиенты, он даже об открытии сообщить не сможет, ведь ему нельзя подавать рекламу.
— Для меня лично главная мотивация работать легально — это будущее. Работает в гараже парень, которому 25-30 лет — жалко представить его в этом же грязном гараже в 50 лет растапливающего самодельную буржуйку, чтобы не замерзнуть зимой. Надо просто посмотреть в будущее. Я в своем будущем гаража не вижу. Тем, кто сейчас там сидит, надо как-то выбираться.