Приходящий год будет трудным. Три фактора, которые серьезно повлияют на бизнес в 2022-м году.

Приходящий год будет трудным. Три фактора, которые серьезно повлияют на бизнес в 2022-м году.

Мы знаем, что прогнозы — дело неблагодарное, потому и не станем их делать, а лишь обратим внимание на три объективно существующих фактора, которые в наступившем году окажут прямое влияние на экономику и весь бизнес: от мала до списка самых богатых.

Вирус с нами

Спустя два года пандемии в России так и не решен фундаментальный вопрос — что лучше: сдержать распространение вируса, но поставить под удар и без того страдающую экономику, или всеми силами бороться за экономический рост, мирясь с ростом заболеваемости и смертности. Два года мы наблюдали, как руководство страны балансировало в поисках компромисса.  Поиски эти нередко приводили к несмешным курьезам, но, кажется осенью минувшего года был выработан вектор, в котором будут двигать ситуацию. В общих чертах его можно описать так: «У вакцинированных проблем будет меньше».

С самой болезнью ситуация может поменяться самым непредсказуемым образом — новые штаммы находят с пугающей регулярностью, и превратится ли вирус в легкую сопутствующую болезнь или станет чем-то вроде Эболы или «испанки» — сказать никто не может.

Но, каким бы ни был сценарий – спад заболеваемости или резкий рост – жесткость ограничительных мер будет зависеть от руководства того или иного региона.

Опыт минувшей осени, когда наблюдался серьезный рост заболеваемости, показал, что, во-первых, региональные власти склонны использовать ограничительные меры как способ показать Москве, что они очень стараются. Во-вторых, ограничительных мер россияне боятся уже больше, чем самой болезни.

Вместе с тем, уже не только крупный, но малый бизнес научился приспосабливаться к новым условиям и соблюдать меры предосторожности – пусть это зачастую и выглядит как пустая формальность – так что и российская, и мировая экономика все лучше справляется с набегающими волнами пандемии и новые «локдауны» или «нерабочие дни», пожалуй, маловероятны. Тем более, что их все равно никто не соблюдал. С большей вероятностью в список ограничительных мер будут добавлены исключения для вакцинированных.

Кадры по-прежнему решают все

Прошедший год показал, что все разговоры о переходе к «сервисной» или «цифровой» экономике, когда вкалывать будут роботы и людям нужно будет просто красиво сидеть за ноутбуком в кофейне – полная чушь. Миру, как и прежде, нужны водители, строители, грузчики, машинисты, официанты и даже бухгалтеры. Дефицит кадров наблюдается по всему миру и во всех областях. Больше того, благодаря закрытию границ выяснилось, что во многих странах просто не хватает людей – Западная Европа страдает без домработниц из Восточной, в Великобритании кончились водители, а в России, похоже, вообще некому работать.

Число вакансий в России в два раза превысило число официальных безработных еще в ноябре 2021-го. Кадров и с высокой квалификацией, и без нее не хватает везде. Самой заметной в этом плане стала строительная отрасль, поскольку вопрос о ввозе мигрантов на стройки обсуждался широко, но на самом деле похожая ситуация сложилась и, например, в медицине. По данным SuperJob, за год количество вакансий для врачей выросло вдвое, для среднего и младшего медицинского персонала — в 1,5 раза. Число вакансий в промышленности выросло на 63%, а количество резюме снизилось на 5%.

Работодатели откликаются на нехватку кадров ростом зарплат, однако ощутимых результатов это не приносит.  Инфляция легко съедает те несколько процентов, которые прибавляют к окладам большинство работодателей.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина, кстати, заявляла об опасности повышения зарплат, поскольку оно может загнать нашу страну в «инфляционную спираль». О том, почему такой подход равноценен установке телеги впереди лошади – мы рассказывали здесь

В 2022-м работодателю придется тратить больше денег на привлечение персонала, причем не только на зарплаты, но и на собственно поиск или развитие HR-бренда. Одним из выходов в сложившейся ситуации может стать аутсорс части бизнес-процессов. Здесь мы рассказывали о преимуществах такого подхода, а вот подкаст, который поможет избавиться от страхов и пригласить в свою компанию профессионалов.

Санкции

Неважно насколько реальны или надуманны те или иные поводы для введения против России очередных экономических санкций. Если их введут, и государству, и бизнесу придется как-то на них реагировать. И если на случай условного «отключения от SWIFT» наша страна, кажется, подстраховалась, создав системы МИР и СБП, то другие запреты могут стать неприятным сюрпризом.

По итогам осени 2021 года, список санкций, введением которых угрожали России наши наиболее вероятные «партнеры» включает в себя уже и запрет на поставки сложной электроники с американскими компонентами, и блокировку доступа к социальным сетям, и вообще, запрет на поставку в страну всего «железа» и программного обеспечения.

На первый взгляд, выглядит все это не страшно – все мы знаем, где качнуть любой нужный софт, а технику завезут тем же путем, что креветок, угодивших под прошлые санкции. Тем более, что в прошлом году россияне активно скупали не только квартиры и машины, но и электронику.

Но, если подумать не о собственном кармане, а о, например, заводах: автомобильных, авиационных, судостроительных, оборонных – всех, где в той или ной степени используется иностранная микроэлектроника или оборудование, завязанное на иностранное ПО, то окажется, что ситуация немного сложнее.

Российские автозаводы (в том числе иностранные) в прошлом году уже останавливали конвейеры из-за нехватки микрочипов – представьте, что их ввоз вообще запретят.

В прошлом году ДопОфис разбирался, смогут ли иностранцы отключить своих роботов, работающих на калужских молочных фермах – ответ ищите здесь.

Независимо от конкретной сферы, та часть бизнеса, что напрямую связана с оборудованием и технологиями, требует серьезной ревизии и обновления. В последнем (в 2021-м году) выпуске подкаста «Эволюция или деградация» глава инжиниринговой компании «Серви» Сергей Пронин рассказывал, как с помощью станков пережил кризис 1998 года.

Итого

Ни одна из проблем, существовавших в российской экономике до пандемии коронавируса не решена – страшная болезнь только обострила их, сделав насущными для всех участников экономического процесса и для бизнеса в первую очередь. В целом адаптировавшись к условиям ограничений, бизнес столкнется с проблемами, которые «вызревали» в мировой социально-экономической модели десятилетиями.

Читать также